«Немецкий бизнес не будет сидеть и плакать»
Компании из ФРГ не особо верят в перспективы российской экономики, но за рынок пока держатся
Представители немецких компаний, ведущих бизнес в России, дали довольно пессимистичный прогноз развития экономической ситуации в стране в наступающем году. По данным опроса Российско-германской внешнеторговой палаты, в улучшение ситуации верят лишь 41% бизнесменов — это почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Впрочем, уходить с российского рынка большинство из них не намерено.
Немецкие компании, работающие в России, смотрят в 2019 год с растущим беспокойством: по сравнению с прогнозами за предыдущие годы их ожидания заметно ухудшились. Если годом ранее на положительную динамику экономической ситуации в России рассчитывали 78% немецких бизнесменов, то в этом году их количество сократилось почти вдвое — до 41%. Не оказались утешительными и оценки делового климата в стране: о какой-либо положительной динамике в этом вопросе готовы утверждать лишь 32% немецких предпринимателей.
Таковы результаты опроса по деловому климату Восточного комитета германской экономики и Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП), опубликованные во вторник. В ежегодном опросе на этот раз приняли участие 168 компаний, суммарный оборот которых в России в этом году составил почти €23 млрд. У предпринимателей традиционно спрашивали об условиях ведения бизнеса, перспективах экономического развития, а также о влиянии на Россию экономических санкций — как европейских, так и со стороны США.
Так, для половины респондентов именно санкции стали одним из основных факторов, мешающих их деловой активности. Впрочем, падение рубля в качестве негативного фактора отметили еще больше — 65% опрошенных.
Согласно опросам ВТП, уже несколько лет 52% компаний высказываются за поэтапную отмену антироссийских экономических санкций, а еще 43% — за то, чтобы отмена прошла незамедлительно.
«По мнению немецких компаний, представленных в Российской Федерации, санкции не дают тех результатов, на которые рассчитывали политики. И потому самое время, чтобы Россия и Европа вместе приступили к поиску выхода из санкционного режима»,— заявил председатель правления ВТП Маттиас Шепп, представляя результаты опроса журналистам. Впрочем, едва ли этого стоит ожидать в скором времени: только на прошлой неделе на саммите ЕС в Брюсселе лидеры стран договорились о продлении секторальных экономических санкций против России еще на полгода — до 31 июля 2019 года. «Мы обсудили тему России и Украины и констатировали, что нет никаких условий для того, чтобы отменить или облегчить санкции»,— объяснила тогда решение канцлер Германии Ангела Меркель. Вчера это решение утвердили послы 28 государств ЕС.
Беспокоит немецкий бизнес и усилившиеся в условиях санкционного режима протекционистские тенденции, которые компании усматривают в условиях государственных тендеров, ограничениях на ввоз продукции и разрешительных процедурах. Согласно данным опроса, только треть компаний не ощущают на себе эти барьеры в ведении бизнеса.
Отдельное внимание в опросе было обращено на санкции Соединенных Штатов, введенных в 2017 году без согласования с европейскими государствами. Экстерриториальные меры, которые распространяются и на неамериканские компании, непосредственно затрагивают 17% опрошенных, а еще 36% утверждают, что американские санкции негативно влияют на поставщиков или клиентов. Впрочем, несмотря на сложности, вызванные санкционной политикой, ограничивать свою деятельность оказались готовы лишь 14% бизнесменов.
«Немецкий бизнес силен тем, что он не будет долго «сидеть и плакать». Бизнес понимает, что в сложившейся ситуации скорее всего санкции — это надолго. Но в этом даже видят стимул делать все, чтобы развивать бизнес: создавать новые, прорывные продукты, привозить в Россию новые технологии. Именно из-за такого настроя немецкий бизнес растет против тенденций рынка, быстрее, чем российская экономика, и вопреки санкциям»,— рассказал “Ъ” Маттиас Шепп.
Об этом говорят и данные опроса Внешнеторговой палаты. Несмотря на сдержанные оценки делового климата и перспектив его развития, подавляющее большинство немецких компаний оказались довольны собственным положением дел. Впрочем, опрос проводился среди тех компаний, которые намерены оставаться в России,— в то время как общее число компаний с немецким участием снизилось с 6167 в 2013 году до 4965 а этом году.