Ускоренный доступ

стратегия

На протяжении последних лет в Свердловской области проводится работа по сокращению сроков присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций. Энергетические и коммунальные компании договариваются об улучшении условий в муниципалитетах и развивают online-сервисы для малого и среднего бизнеса.

Чтобы подключить нового потребителя, энергетикам требуется меньше 90 дней на различные процедуры

Фото: Пресс-служба ОАО «МРСК Урала»

Процедура в рейтинге

В Свердловской области на протяжении нескольких лет энергетики совместно с региональными властями ведут работу по ускорению процедуры техприсоединения к источникам энергоресурсов. Компании и областная администрация нацелены на то, чтобы малый и средний бизнес (МСБ) как можно быстрее получал доступ к газо-, тепло-, водо- и электроснабжению. Показатели доступности качественной инфраструктуры для предпринимателей сказываются на инвестиционном рейтинге Свердловской области.

Ежегодно регион участвует в соответствующей системе оценки от Агентства стратегических инициатив (АСИ). Речь идет о Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах РФ. «Рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне»,— отмечают в АСИ. Показатели регионов России регулярно собирают с 2015 года. В рейтинговый комитет входят первые лица бизнес-сообщества страны, среди них — президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп и другие.

Ускорение процедуры техприсоединения является одним из важных критериев для рейтинга АСИ. В 2018 году Свердловской области удалось улучшить свои позиции: регион занял 22-е место среди 85 субъектов РФ (против 33-го места в 2017-м). За девять месяцев 2018 года уральский малый и средний бизнес подал 1,15 тыс. заявок в пять местных сетевых организаций. «Очевидно, что присоединение к сетям в короткие сроки, как и вообще возможность присоединения, непосредственным образом влияют на принятие решения потенциальным инвестором для осуществления капитальных вложений в тот или иной актив»,— рассказал Алексей Сергеев, директор департамента оценки компании Swiss Appraisal.

Как рассказал первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов, в регионе заниматься вопросом снижения сроков начали еще в 2012 году. «Тогда мы получили данные Агентства стратегических инициатив о том, что в регионе сроки значительно превышали нормативные»,— сообщил он.

WhatsApp и законы

Согласно целевым показателям Правительства РФ, энергетики обязаны подключать малый и средний бизнес к электросетям в сроки до 90 дней, если им требуются мощности до 150 кВт. На сегодняшний момент специалисты ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (МРСК Урала) выполняют задачу за 74 дня. На рассмотрение заявки уходит три дня, в компании сократили сроки на оформление и подписание договора.

Улучшить показатели удалось за счет повышения эффективности бизнес-процесса внутри компании, развития собственных электронных сервисов и мобильных приложений. Например, на сайте МРСК Урала с 2013 года функционирует сервис «Личный кабинет», через который предприниматели дистанционно подают заявки на технологическое присоединение и отслеживают этапы ее исполнения. «Мы были первой на Урале электросетевой компанией, которая создала данный сервис. Сейчас у нас есть возможность подписать договор с помощью электронной цифровой подписи. Также уральцы всегда могут получить online-консультацию энергетиков МРСК Урала посредством WhatsApp»,— рассказал заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг МРСК Урала Дмитрий Вялков. Количество поданных заявок в компанию в течение 2018 года составило 33,5 тыс.

Еще один фактор, который позволил ускорить работу, — изменения в федеральном законодательстве: с 2018 года сетевые организации и гарантирующий поставщик по желанию клиента могут обмениваться документами в электронной форме. Потребитель теперь может заключить договор энергоснабжения до окончания процедуры техприсоединения в сетевой организации и экономить свое время на визит в сбытовую компанию. Также положительное влияние на сроки оказала работа с региональными ведомствами и муниципальными образованиями.

В списке проблемных вопросов для энергетиков — финансовый и земельный. Стоимость услуги технического присоединения для потребителей составляет от 550 руб. для льготных категорий граждан до нескольких сотен тысяч для бизнеса. Доля заявок от льготных категорий потребителей составляет порядка 90% из тех, что поступают в МРСК Урала. «Затраты на подключение могут составить сотни тысяч рублей. Из-за этого возникают так называемые выпадающие доходы, которые достигают в год сотни миллионов рублей»,— пояснили в МРСК Урала.

В сетевой компании рассказали, что пока все еще остаются нерешенными проблемы в оформлении разрешительной документации при строительстве электросетевых объектов. Для дальнейшего сокращения сроков техприсоединения необходимо принятие законодательных новаций на федеральном уровне в части введения упрощенного порядка установления публичных сервитутов на земельные участки, находящиеся в частной собственности, отмечают участники рынка энергоснабжения. Также необходимо обратить пристальное внимание на повышение ответственности потребителей за несоблюдение своих обязательств как по строительству энергопринимающих устройств, так и дальнейшему набору мощности, подчеркнули в МРСК Урала.

Скорость по протоколу

Об уменьшении сроков техприсоединения к тепловым сетям в 2018 году заявляют и в филиале «Свердловский» группы «Т Плюс». «На треть сократились сроки выдачи технических условий по сравнению с 2016 и 2017 годами. Также уменьшен период, в течение которого мы подготавливаем и направляем договор о подключении, уведомления о необходимых документах. Мы ускорили процесс принятия решений по заявке, по протоколам разногласий»,— рассказали в пресс-службе филиала. В 2016 году с филиалом было заключено 14 договоров, в 2017-м — 63, в 2018 году по состоянию на начало декабря — 64 договора.

В текущем году для представителей МСБ в свердловской компании «Облкоммунэнерго» уменьшили количество дней на оказание услуги технического присоединения на 10% по сравнению с 2017-м, уточнили в пресс-службе. В 2016 году на процедуру уходило от 100 до 120 дней, на сегодняшний момент — в среднем, 83 дня. Организация реализует 4 тыс. договоров технологического присоединения в год, из них почти половина — для малого и среднего бизнеса. Один из инструментов повышения эффективности — совместная работа с органами местного самоуправления. В 2018 году «Облкоммунэнерго» разработало в свердловских муниципалитетах необходимые регламенты, благодаря чему в инстанциях удалось сократить сроки выдачи разрешений и согласований.

Также компания наладила работу с потребителями в режиме online: на официальном сайте компании функционирует «Личный кабинет», возможности которого недавно были расширены. «Граждане и организации смогут не только подавать заявки, но и отслеживать весь процесс, вплоть до выдачи актов. Личный кабинет будет напрямую связан с нашим корпоративным информационным комплексом технологического присоединения»,— уточнили в компании.

Оптимизация стоимости

По словам первого вице-губернатора Свердловской области Алексея Орлова, регион показал достойный результат в жестких условиях конкуренции, развернувшейся между субъектами РФ в привлечении и «удержании» бизнеса на своей территории. «Конечно, движение в рейтинге вперед — это результат серьезнейших совместных усилий региональной управленческой команды. Под командой я подразумеваю не только правительство Свердловской области, но и федеральные, и муниципальные органы власти, электросетевые организации»,— отметил он.

Эксперты уверены, что нужно продолжить реформировать процессы техприсоединения. «Важно понимать, что время быстрых побед прошло, и в дальнейшем необходимы сложные структурные преобразования, в частности, направленные на существенное сокращение сроков присоединения»,— заявил заместитель руководителя рабочей группы «Национальной предпринимательской инициативы по подключению к энергосетям» АСИ Сергей Пикин. Необходимо оптимизировать стоимость подключения, подчеркнул аналитик «Финам» Алексей Калачев.

Энергетики же указывают на необходимость обратить пристальное внимание на повышение ответственности потребителей. При невыполнении обязательств со стороны получателей ресурсов инфраструктурные компании несут существенные финансовые затраты, которые не окупаются, так как энергообъекты де-факто остаются незагруженными, отмечают участники рынка.

Александр Правоторов

Вся лента