«Единая Россия» за единую историю

Региональное отделение партии предлагает создать общий учебник отечественной истории

Члены удмуртского реготделения партии «Единая Россия» хотят выступить с инициативой о создании единого учебника истории. По их мнению, это поможет избегать фальсификации и искажений исторических фактов. Кроме того, они хотят предложить президенту РФ восстановить комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Эксперты расходятся во мнении о необходимости создания единого учебника: одни говорят о наличии историко-культурного стандарта, на основе которого пишутся современные учебники, другие — о необходимости единого основополагающего знания.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Создать единый школьный учебник истории России во избежание фальсификаций, искажений исторических фактов и публичного распространения заведомо ложных сведений деятельности СССР в годы Второй мировой войны. С такой инициативой хотят обратиться представители Удмуртского отделения «Единой России» в госсовет республики, депутаты которого, в свою очередь, должны направить соответствующее предложение в правительство РФ. В партии считают, что сегодня, когда исторические сведения становятся инструментом идеологических войн, растет роль учителя истории — он должен обладать «сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание».

Как пояснила первый заместитель руководителя регионального исполкома партии Светлана Кривилева, участвовавшая в обсуждении идеи, сегодня не все учебники содержат полную и достоверную информацию, связанную с Великой Отечественной войной, гражданской войной.

Проходит время, и одни и те же события трактуются совершенно по-разному. Хотелось бы, чтобы через поколения история оставалась достоинством государства»,— прокомментировала “Ъ-Удмуртия” госпожа Кривилева.

Она также отметила, что перед тем как распространить учебник по всем школам, необходимо получить благоприятную оценку от специалистов-историков. «Как мы учились раньше. Раньше был учебник истории, который давал нам возможность иметь доподлинные исторические факты, любой ученик мог это обсуждать с другим учеником»,— рассказала Светлана Кривилева. Кроме того, в Удмуртии должен быть свой единый учебник по истории родного края.

Также реготделение хочет обратиться с предложением к президенту РФ Владимиру Путину восстановить при нем или при другом ведомстве комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. «Чтобы можно было отслеживать все то, что печатается, и противостоять этому»,— считает первый замруководителя регионального исполкома «Единой России».

Отметим, что ранее идея создания единого учебника истории была озвучена Владимиром Путиным, в феврале 2013 года, на заседании Совета по межнациональным отношениям. Он отмечал, что учебная литература должна быть свободна от двойных толкований и стилистически выверена. При этом он предлагал сохранить вариативность трактовок. Созданием учебника занималось Российское историческое общество. В ходе работы над ним сообщалось, что монголо-татарское иго будет названо в литературе «ордынским игом», а Февральская революция и Октябрьская революция — «Великой русской революцией». В августе 2014 года Министерство образования и науки РФ заявило, что не будет вводить в школах единый учебник истории, но хочет создать единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны новые пособия.

Депутат Госдумы РФ от Удмуртии, главный научный сотрудник Удмуртского института истории языка и литературы РАН, доктор исторических наук Алексей Загребин сообщил, что поддерживает инициативу реготделения «Единой России» в части возрождения комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории при президенте РФ. Ссылаясь на свой предыдущий опыт работы в ней в качестве участника, он отметил результативность органа.

Но попыток исказить историю Отечества меньше не становится. Сама обстановка, международная в том числе, является той средой, которой нужно обращать повышенное внимание и пресекать попытки искажения и неправильного толкования нашего исторического пути»,— прокомментировал Алексей Загребин.

Что касается появления единого учебника истории, то, по словам депутата Госдумы, встает вопрос о его целесообразности. Так, в 2015 году введен новый учебно-методический комплекс по отечественной истории и историко-культурный стандарт, благодаря которому создана линейка школьных учебников. «Мы уже имели, к сожалению, не самый удачный опыт создания канонизированных учебных материалов, достаточно вспомнить краткий курс истории ВКП(б) (История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).— “Ъ”), который на долгие десятилетия послужил эталоном, отклонение от которого ни на йоту не допускалось. В тоже время учебник — это константа»,— считает господин Загребин.

Как отмечает доцент кафедры теории и истории государства и права Удмуртского государственного университета, бывший министр образования и науки республики Алексей Шепталин, история наряду с политикой, медициной, педагогикой и футболом относится к тем сферам, в которых если не все, то очень многие считают себя знатоками. Он соглашается, что школьникам нужно получать единое базовое представление об истории, но при этом знать альтернативные точки зрения по наиболее спорным вопросам. «Мне довелось видеть разные школьные учебники, в которых одно и то же событие трактовалось как "Великая Октябрьская социалистическая революция", "Октябрьская революция", "большевистский переворот 1917 года", "октябрьские события 1917 года". В школьной программе не должно быть такого разнобоя.

Я за единый учебник истории, в котором ключевые проблемы оценивались бы с разных позиций. Наши дети должны учиться думать, сопоставлять и анализировать, а не просто запоминать даты, события и имена»,— считает господин Шепталин.

Профессор ВШЭ, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Елена Истягина-Елисеева считает, что вопрос создания единого учебника назрел давно, так как в учебной литературе по любому предмету должен содержаться базовый набор сведений и фактов. А в учебнике по истории должен отражаться государственный подход. «Хочу подчеркнуть, база не отменяет возможную вариативную часть, которую может формировать учитель или профессиональное сообщество. Однако основополагающее знание должно быть единым»,— отметила профессор. Она поделилась мнением, что современные учебники содержат излишнюю аффективность и пристрастность, хотя они должны подавать информацию непредвзято. «Ситуация с нарушенной системой нравственных координат, размытым пониманием исторической правды своей страны опасна. Не для экономики, не для сохранения суверенитета, и даже не для формирования идеи о превосходстве и величии. Эта ситуация опасна для каждого из нас, ибо это самый простой путь потерять свою память, свою гордость, достоинство, характер, и в итоге потерять себя»,— добавила Елена Истягина-Елисеева.

Юлия Стерхова

Вся лента