Кому это выходно

Дональд Трамп выводит американские войска из Сирии

США начинают вывод своих войск из Сирии. По словам президента Дональда Трампа, их задача выполнена — террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) повержена. Впрочем, заявление главы Белого дома свидетельствует не столько об окончательной победе над ИГ, которая до сих пор так и не произошла, сколько о желании подвести черту под оказавшейся не очень успешной стратегией нынешней американской администрации в Сирии. Теперь самым сложным для Белого дома будет доказать, что по итогам своего участия в сирийской кампании бенифициаром оказались США, а не Россия. В МИД РФ решение Дональда Трампа моментально поддержали, разглядев в нем «реальные перспективы для политического урегулирования» в Сирии.

Фото: Reuters

Анонсируя вывод войск из Сирии, Дональд Трамп написал в Twitter, что США добились победы в этой стране над ИГ (запрещено в РФ), а борьба с ним была единственной причиной пребывания там американского контингента. Сотрудники администрации Дональда Трампа вскоре снизили пафос заявления своего начальника, отметив: речь идет о начале нового этапа борьбы. Так, по словам пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, США и их союзники продолжат совместную работу над тем, чтобы «лишить радикальных исламских террористов территории, финансирования, поддержки и любых способов проникновения через границы».

Итоги военной операции США в Сирии

Смотреть

По данным Reuters, вывод войск может занять 60–100 дней. Хотя ранее советники Дональда Трампа убеждали его в том, что операция может затянуться на год.

Напомним, что вывод войск из Сирии был одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа. Но его советники делали все, чтобы не допустить этого. По данным газеты The New York Times, министр обороны Джеймс Мэттис и другие должностные лица в последние дни пытались отговорить президента от вывода войск в самые сжатые сроки, утверждая: такой шаг приведет к усилению влияния в арабской республике России и Ирана. Но повлиять на главу Белого дома им так и не удалось.

Впрочем, если бы не позиция советников, президент сделал бы этот шаг еще раньше. Весной он уже обещал вывести войска из Сирии, говоря о победе над ИГ. Тогда советники смогли найти доводы для президента. На его решение также повлияли союзники США в регионе — Саудовская Аравия и Израиль, которые просили Вашингтон остаться в Сирии для противодействия попыткам Ирана укрепиться на сирийской территории и в регионе в целом. Саудовский наследный принц Мухаммед бен Сальман, будучи в США, лично обратился к президенту. На его просьбу Дональд Трамп ответил: если Эр-Рияд хочет, чтобы американцы остались в Сирии, им придется заплатить. В августе стало известно, что зарубежные союзники США согласились выделить на стабилизацию в Сирии почти $300 млн. Из них $100 млн должна была предоставить Саудовская Аравия, а $50 млн — ОАЭ.

С апреля политика США в Сирии только ужесточилась. Достаточно вспомнить удары Соединенных Штатов, Британии и Франции по Сирии 14 апреля, после того как эти страны обвинили официальный Дамаск в использовании химоружия в городе Дума. Сменилась и политическая стратегия Вашингтона. Под конец президентского срока Барака Обамы и в первый год пребывания в Белом доме Дональда Трампа казалось, что США практически не волнует политическое будущее Сирии. Инициативу полностью перехватила Россия, создав вместе с Ираном и Турцией астанинскую площадку для переговоров. Между тем в августе стало известно о назначении на пост спецпредставителя госсекретаря США Джеймса Джеффри, который вместе с рядом дипломатов стал активно продвигать американские интересы в Сирии, в том числе пытаясь перетянуть на сторону Вашингтона Турцию. Именно эта команда сформулировала ответ на вопрос, почему и до каких пор США останутся в Сирии. Упоминалось три тезиса: победа над ИГ, вывод с сирийской территории проиранских сил и политический переход власти в Сирии. Учитывая все это, ожидалось, что американцы останутся в охваченной конфликтом стране надолго.

Решение США оказалось неожиданностью еще и потому, что прозвучало в тот момент, когда Турция готовит операцию на севере Сирии против курдских формирований. Единственной гарантией безопасности курдов были США. Примечательно, что именно глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в конце прошлой недели заявил, что США рассматривают возможность вывода войск из Сирии. В контексте весенних заявлений Дональда Трампа это прозвучало как шутка. Но выяснилось, что турецкий министр не шутил.

В среду турецкое телевидение сообщило: решение о выводе войск США из Сирии было принято после телефонной беседы Дональда Трампа и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Редактор российской версии Al-Monitor (США) Максим Сучков не стал исключать того, что решение стало «частью договоренности Трампа с Анкарой». Однако основная версия, высказанная экспертом, сводится к внутренней ситуации в США. «Тогда как команда Трампа по национальной безопасности думает о продвижении геополитических интересов США, сам президент исходит из цели своего политического выживания,— говорит Максим Сучков.— Учитывая, что внутри страны у главы Белого дома дела идут из рук вон плохо (в частности, против него ведутся расследования), он стремится сместить фокус внимания своего избирателя на другие вещи. Президент всячески демонстрирует, что выполняет свои предвыборные обещания». Эксперт американского исследовательского центра CNA Corporation Майкл Кофман согласен, что объявление о выводе войск может быть маневром, который призван отвлечь аудиторию внутри США от неблагоприятной для Дональда Трампа внутриполитической ситуации. «Это уже второе его объявление о выводе войск, у Владимира Путина их было три»,— напоминает собеседник “Ъ”.

Решение президента Трампа было неоднозначно воспринято в США и среди их ближайших союзников. «Огромной ошибкой» назвал его сенатор-республиканец Линдси Грэм, отметив: «ИГ не побеждено». О том, что «угроза сохраняется», а группировка лишь «трансформировалась в другие формы экстремизма», заявил также замминистра обороны Британии Тобиас Эллвуд.

Зато в России новости из Вашингтона были восприняты позитивно. Еще днем представитель МИД РФ Мария Захарова говорила на брифинге, что «из фактора борьбы с международным терроризмом незаконное американское присутствие в Сирии превращается в опасное препятствие на пути к урегулированию». А уже вечером в эфире программы «Большая игра» на «Первом канале» она отметила: «Очень важная история, которая может проистекать из этого решения, это настоящая, реальная перспектива для политического урегулирования». Так, по словам госпожи Захаровой, «появляются неплохие перспективы» у идеи созыва сирийского конституционного комитета, на который должна быть возложена задача политического урегулирования.

Марианна Беленькая, Павел Тарасенко, Михаил Коростиков, Галина Дудина, Сергей Строкань

Вся лента