«Мотор ленд» подкатывает к «Гаусу»
Группа может купить воронежского дилера Volkswagen вместе с долгами перед клиентами
Воронежский дилер Volkswagen «Гаус», считающийся крупнейшим в России, меняет собственника во время спора в судах с десятками покупателей, не получивших автомобили. Бизнес Михаила Швыдченко по согласованию с немецким концерном может купить местная дилерская группа «Мотор ленд» Евгения и Григория Катюшкиных, работающая с Volvo, Jeep, KIA, Nissan и Cherry. Стороны не раскрывают сумму сделки до ее окончания, которое состоится предположительно на следующей неделе. Эксперты оценивают ее примерно в 200 млн руб., но будущий покупатель может рассчитывать на дисконт до 50%. Дело в том, что ему предстоит разбираться с десятками недовольных клиентов «Гауса».
О возможной сделке „Ъ“ рассказали совладелец «Мотор ленда» Евгений Катюшкин, представители «Гауса» и ООО «Фольксваген груп рус», российского представительства немецкого концерна Volkswagen AG. Покупку дилерского центра стороны обсуждали вчера на встрече в офисе автопроизводителя в Москве, сказал „Ъ“ представитель «Гауса». «Новый инвестор будет участвовать в том числе в разрешении ситуации с покупателями», — сказали в пресс-службе «Фольксваген груп рус». Там отметили, что уже «ведут с ним совместную работу».
Стоимость сделки в «Гаусе» оценивать не стали, пообещав прокомментировать параметры после ее завершения ориентировочно на следующей неделе.
Евгений Катюшкин сообщил „Ъ“, что пока его группа «занимается восстановлением нормального функционирования дилерского центра»: «Проблемы бизнеса не должны ударять по интересам клиентов. После того как мы выведем салон из кризиса, он, возможно, войдет в “Мотор ленд”». По словам господина Катюшкина, теперь уже его компания будет финансировать поставку автомобилей около 200 клиентам «Гауса», не получившим их вовремя. «Мы предоставили финансирование, цифра велика, речь идет о десятках миллионов», — сказал господин Катюшкин. По его оценке, весь проект «требует инвестиций в сотни миллионов рублей» для вложений в основной капитал компании.
Накануне в публичную плоскость вышел скандал с клиентами дилера. Они заявляют, что внесли предоплату за автомобили, но ожидают их уже около полугода и при этом не могут добиться возврата денег. В начале этой недели несколько десятков человек устроили стихийную акцию у автосалона в центре Воронежа. Пострадавшие создали сайт «История обмана от марки Volkswagen», в котором рассказывают о своих проблемах с дилером. Некоторые клиенты уже обратились в суд. За 2018 год преимущественно в октябре, ноябре и декабре Центральный, Ленинский и Левобережный суды Воронежа приняли почти 30 исков к «Гаусу» от покупателей и регионального общества защиты прав потребителей. Первый в этом году иск, поданный в начале января, уже удовлетворен, остальные рассматриваются. Как сказано в решении Центрального райсуда, покупатель внедорожника Volkswagen Touareg за 1,86 млн руб. полностью оплатил его 18 октября 2017 года и должен был получить в течение 20 дней, но машина была ему передана только за несколько дней до Нового года. Суд взыскал с дилера 7 тыс. руб. компенсации «нравственных страданий», до этого компания выплатила клиенту 40 тыс. руб. неустойки, хотя он требовал 363 тыс. руб., а также возмещение неиспользованных из-за задержки месяцев КАСКО стоимостью 82 тыс. руб.
В «Гаусе» „Ъ“ рассказали, что «вся актуальная информация доносится до клиентов в индивидуальном порядке». «Выдаются автомобили, только сегодня — два. Информация о принятых решениях (на встрече собственника и инвестора. — „Ъ“) будет донесена до всех заинтересованных лиц на следующей неделе», — заверили в компании.
В «Фольксваген груп рус» отметили „Ъ“, что «сожалеют» о проблемах клиентов «Гауса», но не отвечают по его обязательствам. «Мы прилагаем все возможные усилия для скорейшего решения ситуации с поставкой им автомобилей. Ответственность за это лежит целиком на компании “Гаус”, которая действует как самостоятельное юридическое лицо. “Фольксваген груп рус” в данный момент ведет совместную работу как с «Гаусом», так и с новым инвестором, который участвует в разрешении ситуации», — сообщили в пресс-службе компании.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Гаус» зарегистрировано в 2009 году. Уставный капитал — 150,01 млн руб. Основной вид деятельности — торговля автотранспортными средствами. Единственный владелец — ее гендиректор Михаил Швыдченко, вся его доля в ООО заложена в Сбербанке. 2017 год «Гаус» завершил с выручкой 1,68 млрд руб. (1,13 млрд руб. в 2016 году) и чистой прибылью 1,99 млн руб. (1,35 млн руб. в 2016-м). Чистая прибыль компании снижается с 2014 года. Дилер активно поставляет автомобили воронежским властям и бюджетным организациям, так, у него были закуплены Volkswagen Touareg для чиновников облправительства, машины для администраций нескольких районов области и даже для Камерного театра. Также он обслуживал микроавтобусы Transporter и Caravelle регионального управления ФСБ.
Адвокат и управляющий партнер юридического бюро U&Partners Андрей Андреев считает, что и остальным 170 «обманутым клиентам» нужно обращаться в суд с требованием расторгнуть договоры и вернуть уплаченные деньги. «Так как часть поданных ранее исков была удовлетворена, шансы на решение в их пользу очень высокие. Учитывая масштаб проблемы, есть вероятность возбуждения уголовного дела в отношении дилера. В таком случае наличие исполнительного листа на руках пострадавших лиц будет очень своевременным, — полагает юрист. — Как правило, дилерские договоры не предусматривают материальную ответственность представителей автопроизводителей перед клиентами».
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что «если не принимать во внимание конфликт с покупателями», то «Гаус» стоит 150-200 млн руб. «У юрлица компании долг на 579 млн руб., который останется на покупателе, дебиторка в 225 млн руб. и предположительно запас автомобилей на 200-235 млн руб., которые еще нужно продать. Дебиторка и запасы теоретически покрывают долг, но много зависит от операционного состояния бизнеса, отношений с автопроизводителем, состояния коллектива и атмосферы в нем, — считает господин Жарский. — Наличие земельного участка и здания в центре Воронежа сильно повышает привлекательность актива, ведь с покупателями можно помириться, а приобретать отдельно участок в таком месте и строиться — очень долго и рискованно». Эксперт считает, что «если деньги, полученные в качестве предоплаты за автомобили, были выведены перед продажей», то нужно вычесть из стоимости сделки 70–80 млн руб. «на урегулирование ситуации».
Почему новые машины дорожали в 2018 году
Дилеры в регионах Черноземья прогнозировали, что цены на новые автомобили в 2018 году увеличатся на 4–17% в зависимости от брендов. Основной рост опрошенные “Ъ-Черноземье” участники рынка ожидают в «периоды наибольшей покупательской активности».