Таксисты «заедут» во временные рамки

Как мэрия хочет ограничить рабочий день водителей

Таксисты не смогут проводить за рулем больше 10 часов в сутки. В московской мэрии обеспокоились переработками столичных водителей. Замглавы департамента транспорта Дмитрий Пронин обратился к агрегаторам и таксопаркам и предложил объединиться, чтобы следить за состоянием таксистов. Что именно хочет сделать мэрия? И почему сами водители остались недовольны? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Сел за руль, получил разрешение на выезд, отсчет пошел — через 10 часов система автоматически заблокирует доступ к диспетчерской. Причем подключиться к другой службе водитель не сможет, ведь участники рынка договорятся. По крайней мере, так предлагают в мэрии. Цель — снизить количество аварий по вине уснувшего водителя. Пассажиром одного из таких таксистов стала москвичка Дарья: «Гуляли мы с подружками. Вечером заказали такси. Заснула я во время поездки. Саму аварию я не помню. Потом уже проснулась в палате, мне рассказали, что случилось: таксист заснул за рулем, потерял управление и врезался в фонарный столб.

У меня две трещины в черепе, сильное сотрясение мозга. Голова болит в общей сложности где-то два месяца. Потратили еще тысяч 300 за эти два месяца».

Как будет выглядеть эта договоренность, и пойдут ли на это участники рынка, непонятно. До этого были идеи создать единый реестр и обмениваться информацией о том, сколько часов таксист провел за рулем. В частности, это предлагал «Яндекс» после того, как летом на Ильинке уснувший водитель въехал в толпу пешеходов. Но никакой реакции не последовало. Теперь свой план озвучил замглавы департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин и добавил, что все в интересах безопасности. Сами таксисты не спорят — работать по 12 часов в условиях столичных пробок невыносимо. Вот только иначе не заработать, констатирует глава профсоюза столичных таксистов Вячеслав Смирнов: «Можно ограничивать тогда, когда, наверное, все-таки заработки водителя хорошие, и есть с чем домой ехать, в течение 10 часов. А на данный момент аренда водителей, бензин и цены на улицах кусаются. Толку от этого? Зачем это делать? Почему не поднять цены просто на перевозку пассажиров, и этим убрать все эти 10-часовые поездки?»

Немного цифр. За час водитель, уже вычитая расходы на аренду авто и топливо, зарабатывает в среднем 125 руб., говорит Смирнов. При пятидневной рабочей неделе и 10 часах в день, как позволяет закон, за месяц он получит всего 27 тыс. А если работать без выходных и по 12 часов, то получается почти 50 тыс. Не останавливает водителей и обязанность получить разрешение на выезд — путевой лист. В нем должно быть прописано, когда таксист начинал и закончивал работу каждый день. Но эти бумаги давным-давно не получают в таксопарке, а просто покупают, рассказал «Ъ FM» председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко, курирующий пассажирские перевозки: «Выдача путевых листов превратилась сегодня в прибыльный криминальный бизнес. Никто там этим не занимается, на самом деле. Интернет пестрит объявлениями о том, что за тысячу рублей можно купить путевых листов, уже проштампованных на месяц вперед, и потом только заполняй сам их, и все».

Если новая система окажется эффективной, водителей на дорогах, по крайней мере, на время, станет меньше, а спрос останется тем же. Как известно, алгоритм агрегаторов в таком случае только повышает тариф.

Это не единственная идея департамента транспорта по контролю за таксистами. Накануне в мэрии рассказали о планах отключать от сервисов водителей, у которых нет специального полиса ОСАГО для перевозчиков. Он стоит дороже обычного, поэтому таксисты редко его покупают.

Вся лента