На краю света
Лошади, лошадиные силы, Lexus и кенгуру
Vegemite - "Веджимайт" - густая, темно-коричневая, очень соленая паста на основе дрожжевого экстракта, национальная австралийская еда. Пасту обычно намазывают на хлеб или крекеры, а также пекут с ней булочки. "Веджимайт" - источник витаминов группы B, которые называют витаминами красоты, так как они обеспечивают здоровье волос, ногтей и кожи.
Tim Tam - "Тим Там" - шоколадное двухслойное печенье с кремом, покрытое шоколадом, большинство продаж которого приходится на Австралию и Новую Зеландию. В Австралии есть фирменный способ его поедания: печенье надкусывают с двух противоположных углов, один из них опускают в напиток и через него, словно через трубочку, пытаются выпить горячее молоко, шоколад, чай или кофе.
Деньги ерзали в моем кармане, а сама я ерзала в кресле Lexus LFA. Возможно, вы катались когда-нибудь на аттракционах вроде дрифт-такси. Для вас проводят скучный инструктаж, выдают всегда не по размеру гоночный комбинезон, без шлема отказывают вам в возможности сесть в автомобиль, а потом мчат что есть мочи по треку, а ты понимаешь, что ремни безопасности - пятиточечные, ясное дело - надо было потуже затянуть, но уже изменить их натяжение нет никакой возможности. Сейчас же, в абсолютно "гражданской" одежде, без шлема и в туфлях на босу ногу, я ехала на левом переднем сиденье суперкара, руль у которого находился справа, по левой стороне дороги, которая, слава богу, в этих краях не является встречкой, и была абсолютно счастлива, особенно когда слушала этот сдерживаемый знаками ограничения скорости такой гулкий и басовитый звук мотора, потому что знала: сейчас мы выедем из очередного населенного пункта и водитель раскрутит наконец тахометр, дав мотору вдоволь прорычаться.
Lexus LFA - то эндемик автомобильного мира. Его ореол обитания - гоночный трек, за его пределами чувствуется, что автомобиль тоскует. Не то чтобы он не дается в чужие руки - этим рукам просто не доверяют: было выпущено всего 500 экземпляров таких суперкаров, и выпуск этот закончился еще в 2012 году, так что тут каждая особь на счету и под охраной. Но миссия LFA куда шире и глубже, чем слишком маленький и потому рекордный для своего времени показатель в классе на Нюрбургринге - 7:14.64. Этот суперкар стал эталоном для разработки моделей Lexus серии F. Вот их уже погладить и приручить дадут любому, кто того хочет.
Драматизируй это
Хотели все - как можно не хотеть прохватить по Лоуренс Харгрейв Драйв на быстрой, простите, тачке? Пробравшись из самого центра Сиднея через его южные пригороды, проехав через Королевский национальный парк, с его огромными, до 50 метров высотой, австралийскими кедрами и эвкалиптами, выехать на эту живописную дорогу, ведущую вдоль Тихого океана. Мне достался заднеприводный RC F честного желтого цвета, с честным V8 под капотом мощностью 477 л. с. и дифференциалом с векторизацией крутящего момента. Прогулка вдоль океана была устроена во славу десятилетнего юбилея спортивных версий Lexus. Коллегам из разных стран и континентов достались не менее привлекательные спортивные купе LC 500 и тяжеловатые седаны GS F не в простой, а в спецверсии 10th Anniversary Edition - их выпустят всего сто штук. В такой же "особой" комплектации будут выпущены и RC F, но числом побольше - 240 экземпляров. Матовый серый кузов, черные 19-дюймовые диски, по умолчанию спортивные шины Michelin Pilot Super Sports и синего цвета тормозные суппорты Brembo, спортивные сиденья, рычаг коробки передач, руль - тоже в синем оттенке. Одна печаль: вся эта синева - исключительно для американского рынка.
Высказываю вслух свое об этом сожаление. Рядом со мной на пассажирском сиденье сидит Гарри, инструктор, который приглядывает за тем, чтобы я держалась в правильной австралийской полосе движения, и по моей просьбе перед круговым движением говорит, что нет, не надо ехать против часовой стрелки, надо ехать по. Каждый раз принимая влево сильнее, чем положено, я извиняюсь, а он невозмутимо повторяет: "No drama, no drama". Вот и в ответ на мои стенания, что все лучшее всегда достается американцам, он снова просит не драматизировать и расшифровывает свою мысль: "К чему все эти шильдики? Кроме цветов и контрастных прострочек, ну это же обычный RC F. А что в нем важно?". "Что?" - хочу я узнать прежде его мнение. "Ну а ты не стесняйся, жми на газ. Жми, я же инструктор. Быстрее. Считай, мы не видели этот знак. Смело заходи в поворот. Нет, забудь о педали тормоза. А теперь почувствуй". RC F послушно заложил дугу, выйдя из поворота предсказуемо послушно, будто здесь и не задний привод вовсе.
Так мы и ехали вдоль океана, под мои восторги и извинения, прерывающиеся рекомендациями дать больше газа и не ломать драму. И действительно, стоило успокоиться и просто получать удовольствие от мощного, цепкого автомобиля и окружающей его красоты, включающей, к примеру, мост Морского обрыва, одного из семи во всем, на минуточку, мире параллельных мостов, построенных здесь из-за сильной эррозии прибрежных песчаных скал. Он повторяет их контур, легко вписываюсь в ландшафт и список красивейших мостов Австралии.
На месте замри
Главу спортивного подразделения Lexus Юкихико Ягучи зовут в компании не иначе, как the 'father' of F. В одном из интервью он сказал, что философия спортивных моделей Lexus - это "отклик, звук и бесконечное ощущение мощности". Слово feel, употребленное здесь Ягучи, представляется мне ключевым. Если ты что-то чувствуешь, значит, оно существует. И тут можно подискутировать: литера F - только ли это намек на Fuji Speedway, японский автодром, где проходит большая часть тестов спортивных моделей Lexus, или feel тут тоже подразумевается. Скорость, качество, безопасность и весь тот бесконечно длинный список параметров, по которым мы оцениваем автомобиль, - это всего лишь необходимые требования, "прожиточный" минимум автомобилиста. А все что сверху - это уже ощущения. Без них, конечно, можно, но, испытав их однажды, без них как-то уже и не хочется.
Поездка на Lexus RC F, дающем возможность почувствовать максимальный восторг от океана, в котором, кстати, водятся акулы, от солнца, которое тут светит сквозь куда более тонкий, чем в наших краях, озоновый слой, и от машины, у которой единственный недостаток в том, что она - не твоя, эта поездка была десертом. Основное блюдо, ради которого пришлось лететь на другой конец света, проведя в дороге 26 часов, было... Melbourne Cup, Мельбурнский кубок, знаменитые австралийские скачки. Точнее, с этого года и на пять лет вперед у этого мероприятия немного другое название, а именно - Lexus Melbourne Cup.
Первые скачки прошли тут в 1861 году с призовым фондом в 170 фунтов и золотыми часами в придачу. Сегодня призовой фонд превышает семь миллионов австралийских долларов, не считая сам трофей, один из самых узнаваемых в мире, - огромный кубок с тремя ручками, который отливают из 18-каратного золота. Помимо главного дня, здесь проводятся скачки и в другие дни, а также масса сопутствующих мероприятий, вроде модных показов, дегустаций, взрослых танцев, детских утренников и бог знает чего еще. Но все это - лишь прелюдия к первому вторнику ноября, когда и проходит самый престижный двухмильный гандикап в мире. У Lexus Melbourne Cup есть еще второе, народное, название: The race that stops a nation. И гонка эта действительно останавливает нацию. В штате Виктория этот будний день - официальный выходной. В Сиднее народ если и не смотрит заезды с утра - а первая гонка тут стартует в 10.50, - то к трем улицы просто вымирают. И те, кому не повезло быть в этот момент на ипподроме "Флемингтон", хотя бы смотрят трансляцию. К слову, все это транслируют не только по Австралии, но и еще в 163 странах мира.
Lexus Melbourne Cup называют гонкой, которая останавливает нацию. И правда: в штате Виктория в этот день - официальный выходной.
Скачки и предубеждение
И вот среди этого великолепия, потрясающих дам в самых красивых платьях и умопомрачительных туфлях, элегантных джентльменов - если ты не элегантный, тебе сюда заказан вход, как и женщине без шляпки... Среди льющегося уже с утра рекой шампанского, среди беспечных улыбок, неспешности выходного дня и постоянно делающихся ставок - с этим, к слову, без фанатизма, не зазорно отметиться у букмекера и десятью центами... Среди пышно цветущих цветов - в Австралии же все верх ногами, и весна в самом разгаре, когда на противоположенном конце мира уже метут метели... Так вот, посреди всего этого именно что праздника жизни, спорта, красоты и счастья возвышался дизайн-павильон Lexus, при создании которого руководствовались концепцией "Утопия".
Это минималистичная трехэтажная постройка с большой площадью остекления, задачей которой было сделать день приходящих сюда гостей более возвышенным. А приходили сюда сплошь модели и актеры, бизнесмены и политики, спортсмены и рестораторы, а также прочие селебрити . Возвышенность достигалась посредством скрупулезной работы австралийских архитекторов, художников, шефов и флористов и как бы продолжала павильон прошлого года, автором которого был Джуст Беккер, одновременно и дизайнер, и ресторатор, и борец за безотходное производство. На этот раз за работу взялись ландшафтный дизайнер Джек Мерло, компании Volker Haug Studio и Grazia & Co, а также Studio Twocan, подбиравшие мебель и работавшие со светом, цветами занимались специалисты Cecilia Fox. А за меню отвечали настоящие звезды австралийской кухни. Кто знает, падает ниц: Бен Шьюри, шеф-повар одного из 50 лучших ресторанов мира, Attica, и кулинарный посол Lexus; Нил Перри, один из самых знаменитых и "медийных" шеф-поваров Австралии; а также Шон Куаде из Lume, который кормил гостей в самом большом ресторане Lexus Melbourne Cup - на третьем этаже павильона Lexus сервировали столы одновременно на 76 персон.
Развлечений внутри было хоть отбавляй, после еды, шампанского и сделанных ставок большой востребованностью пользовались выставленные тут автомобили. На обширном балконе второго этажа, с которого отрывался прекрасный обзор на трассу, стоял белоснежный UX, первый компактный кроссовер Lexus. Вокруг него постоянно ворковали милого вида девушки, перемещавшиеся стайками с обязательными бокалами игристого в руках. Им явно нравились цвет и формы машины, но в отдельный восторг приводил тот факт, что передняя панель тут имеет текстуру, похожую на волокнистую японскую бумагу, которой оформляют традиционные японские дома. Одна из подружек заметила, что она бы и от платья "с такой текстурой" не отказалась, хотя "лучше халатик, такой теплой и мягкой выглядит эта панель".
Словно в противовес самому маленькому внедорожнику марки, на первом этаже стоял главный шоу-стоппер павильона, возле которого и фотографировали всех прибывающих гостей, используя его вместо обычно скучного бренд-волла. Lexus LF-1 Limitless, автомобиль, который предсказывает нам, как будет выглядеть флагманский кроссовер марки в будущем. Спортивный, мощный внешний вид, отсылающий к кузову в стиле гран-туризмо, фирменная решетка радиатора, разделенный на две части задний спойлер, место водителя, похожее на кокпит спорткара, сенсорные органы управления, автопилот - в будущем, как мы уже поняли, без него никак, камеры заднего вида вместо зеркал. А напротив автомобиля стояла весьма оригинальная скульптура художницы Анны-Вили Хайфилд, что-то вроде лошадки на палке, но не детской, а как будто взрослой. Эта скульптура и объединяла собой - скачки, лошадей, гонки, лошадиные силы, трек и бесконечное ощущение мощности.
К обеду перестал идти дождь, и я решилась. Поставить по десять долларов на каждую из трех лошадей, которых я прочила в победители. Одну - потому что у нее было такое русское имя - Ростропович; вторую - потому что она была из Японии, как и Lexus; третью - потому что я не знаю, как у вас, а у меня 23 - это счастливое число. Выиграла Lexus Melbourne Cup 2018 года лошадь под номером 23.
"Новичкам везет", - резюмировал Гарри, выслушав историю моего выигрыша спустя два дня. "Если так, я бы хотела еще увидеть кенгуру, главный эндемик Австралии". "Это вряд ли, - сразу отрезал Гарри. - Они вот так по дорогам не бегают, надо ехать в специальный парк, например. То есть бегают, но... Это все равно, как если бы я приехал в Россию и сожалел, что не встретил на улице медведя. Я бы ведь правда не встретил?" - не очень уверенно уточнил он.