По данным разведки
Китайская пища для размышлений про GAC Motor
Опять трапезничать?! Не проходит и трех часов после обильного обеда из двух десятков блюд, а гиды от GAC Motor предлагают готовиться к ужину. И понятно, что опять будут кормить на убой - знаменитое китайское гостеприимство. С непривычки организм теряется и пытается уснуть стоя: разница местного времени с нашим - пять часов, а тут еще вкуснотища ударными нагрузками. Но ужин важен, ведь за столом будет президент новообразованного филиала GAC Motor Rus господин Ван Шуншэн, расскажет о планах по российскому рынку, который в компании считается одним из самых перспективных для экспорта.
Пешеходная улица в центре встречает карнавальной пестротой. Сияют неоновые иероглифы. Катят, тикая, как цикады, трициклы. Горожане толпятся у лотерейной лавочки, лихорадочно трут защиту с билетиков. На продажу - стеллажи соленых печений и разнообразных грибов. Рыбный ресторан Hong Xing шумит-гомонит, в аквариумах плещутся мегакрабы, повара разделывают каких-то плезиозавров. А в трапезной комнате для особых гостей тихо. Большой круглый стол с поворотной стеклянной надстройкой, на которую бесшумные тени-официантки ставят все новые и новые кушанья. Вращаешь стекло, набираешь разного в тарелку. И вся наша поездка напоминала такой вот круг, на котором китайцы постепенно, порциями раскладывали свою GAC Motor. Дескать, крутите-вертите в уме, делайте выводы.
Паровозный прогресс
Как легкие для восприятия закуски - нарезка и ломтики интересных фактов из фирменного досье. Объединению Guangzhou Automobile Group лишь двадцать лет, по меркам мирового автопрома - мало. Но начиналась эта история еще в пятидесятые годы прошлого века на фабрике, из которой выросло нынешнее громадье GAC и которая выпускала... паровозы. Позже в Гуанчжоу делали автобусы и грузовики. Кстати, первым локальным китайским автомобилем считается именно грузовик - Jiefang 1956 года наподобие советского ЗИС-150. А первенцем среди китайских легковых значится седан Dongfeng 1958 года. К началу семидесятых в Гуанчжоу был создан прототип своего седанчика, но как-то не задалось. Зато в 1985 году здесь открылось крупное совместное предприятие с Peugeot. Теперь GAC имеет общие сборочные мощности с итало-американским концерном Fiat Chrysler, с японскими фирмами Hino, Honda, Mitsubishi и Toyota. Отделение для автомобилей собственной разработки GAC Motor, о котором наш рассказ, образовали десять лет назад, а первая его модель вышла в 2010 году.
Сегодня GAC Motor - это пять заводов в Китае с проектной мощностью до полумиллиона машин в год. Вскоре общий объем производства должен вырасти до ежегодного миллиона. Ширится дилерская сеть. На первом этапе захвата мира GAC освоила рынки Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южных Африки и Америки. Второй этап - Россия, Европа и США. Особые надежды были на Штаты, где GAC даже открыла R&D-центры проектирования и дизайна, вдобавок не раз выставляла новинки на автосалоне в Детройте. Но планы скомкались из-за повышения в США тарифов на китайские товары. Недавно президенты Дональд Трамп и Си Цзиньпин договорились отменить практику. А маневренные китайцы уже успели сместить акценты! В этом году GAC Motor мощно выступила на автошоу в Париже и на автовыставке в Москве. Причем российским посетителям показали чуть ли не весь разнообразный модельный ряд - как жест самых серьезных намерений.
За кулисами
Ключевой завод GAC близ Гуанчжоу, способный выдать полмиллиона автомобилей в год - как жаркое от шефа, шкворчащее и со всполохами искр. Сварку ведут десятки немецких роботов Kuka. Ползают роботы-тележки с деталями. И у рабочих порядки на линии строгие. Контроль качества, впрочем, обычный для современности. Технология обработки кузовов, что сулит десятилетнюю защиту от сквозной коррозии, - хорошо, но тоже не диво. Толком осмотреться некогда, гиды торопят для очередного группового фотографирования на память. Улыбаемся и машем...
В центре R&D, проектирования и дизайна фотосъемка запрещена. Таинственная кухня. Смотрим, запоминаем. Вот роботы открывают и закрывают дверцы. Клац-хлоп, клац-хлоп - и так триста тысяч проверочных циклов. Вот лаборатория изучения шумов. Вот на стенде трясут машину, имитируя для подвески пробег в двести тысяч. Говорят, что в управляющий компьютер заложены параметры колебаний, полученные на плохих дорогах России. Подкупает! Но общее впечатление, право, странное. В залах чумазые расхристанные модели из текущей гаммы, считаные единицы персонала. Хотя сообщается, что где-то в центре работают на перспективу аж четыре тысячи сотрудников. Ау! Уж не спектакль ли для нас? Отстаем от гидов и заглядываем в одну из неприметных дверей, а там стоит купленная для изучения Tesla - вот и впрямь показательный момент.
Да, подтверждает затем лично вице-президент Чжан Сунгуань, ставка на электромобили, делать их будет особый новый филиал тиражами до 200 000. Китайский автопарк активно движется к электрификации, как минимум, в мегаполисах. При покупке новых машин зеленые госномера для электрокаров получить уже легче, чем обычные. Кстати, по стране взялись-таки за экологию, которая местами на грани катастрофы. Вредные предприятия закрывают. "Партия сказала - надо". А люди в Китае о-очень дисциплинированные. Не удивимся, если с годами на месте нынешнего Гуанчжоу будет город-сад. А GAC Motor может вырулить в национальные электролидеры: по молодости компания не успела погрязнуть в затратном "озеленении" ДВС и основные силы направила куда надо всему Китаю, а там, глядишь, понадобится и всему миру. Умно.
Первый серийный электрохетчбэк GE3 выдает 177 л. с., батарея заряжается почти полностью за полчаса, а заявленный пробег с полной зарядкой - до 500 километров. Совсем неплохо! Опытные образцы грядущих электрокаров ездят на сотню дальше. Вдобавок GAC совершенствует системы беспилотников: освоен третий из пяти уровней автономности. GE3 показывали и на Московском салоне. Но для престижа, и только. Продавать у нас планируют кроссоверы с обычными моторами. Локомотивом назначен флагман GS8.
Основные блюда
За ужином Ван Шушэн рассказывает, что российский дебют моделей GAC назначен на август 2019 года, когда откроются восемь дилеров. И внимание! Через пять лет китайцы надеются распродавать у нас ежегодно по пятьдесят - сто тысяч машин! Можно только уважать такую уверенность в своих! Или тут все же излишняя самоуверенность?
Китай понял, как выгодно при экспорте упоминать, что модели созданы при участии ведущих мировых специалистов и брендов. Однако Чжан Сунгуань считает, что богатой опытом GAC заслуженные иностранцы особо не нужны. "Да и сложно работать в мультикультурной команде". Сложно? Главный стилист Чжан Фань прежние восемь лет был как раз частью интернационала Mercedes-Benz в группе дизайна экстерьеров. С именитыми брендами GAC сотрудничает по компонентам и технологиям, в партнерах Bosch, Denso, Valeo, ZF и многие другие. Но платформы и бензиновые моторы - а дизелей нет вовсе - нам отрекомендовали как оригинальные. Это он, богатый опыт?
Итак, меню для России. Флагманский кроссовер GS8 по размерам как Toyota Highlander, и тоже семиместный, под капотом мотор 2.0 (201 л. с.) с наддувом BorgWarner, автомат шестиступенчатый Aisin, привод 2WD или 4WD, у полноприводника набор внедорожных режимов. Оснащение пышное. От большего к меньшему. Симпатичные снаружи и внутри кроссоверы GS5 1.5 (150-170 л. с.) и GS4 1.5 (100 л. с.). А еще схожий по технике с флагманом минивэн GM8 - на нем мы и ездили пассажирами в Гуанчжоу. Удобный шаттл. Хороши раздвижные кресла-оттоманки, шумоизоляция так просто отличная, сборка интерьера добротная. "Наши автомобили на уровне японских! - это опять Чжан Сунгуань. - Вот увидите". Но проехать за рулем китайцы не разрешили, а судить о машине по виду - как рассуждать о кантонском блюде, просто ткнув в еду палочками и облизав их. Подождем.
Сложный десерт
Финал "разведоперации" - посещение международного автосалона, который проводят в Гуанчжоу с прицелом на южный регион. GAC Motor показала трио концептуальных городских электрокругляшей для клиентов разных возрастов, а заодно тут дебютировал серийный минивэн GM6.
Салон - пир горой! Несколько мировых премьер, в их числе новейшая Toyota Corolla. Ситроеновский "престижный" суббренд DS во всей своей китайской блестящей и - тут становится очевидным - вовсе не французской красе. Стоят известные евромодели с удлиненными по здешней традиции чайна-кузовами. И как же причудливы локальные разработки. Как мало еще - пора говорить, что до обидного, - знаем про Китай. Надо знать эту нарастающую силу, эти тенденции.
А еще надо узнать главное, от чего зависит российский успех GAC Motor. Цены! Настораживают слова о прямой конкуренции с японцами и равнении на прайсы моделей Haval - самых дорогих из китайских в России. Флагманский кроссовер Haval H9 стоит 2,5 миллиона рублей и в уходящем году продан тиражом лишь около трех сотен. Впрочем... Китайцам, возможно, уже виднее, чем и как с гаком накормить нас в будущем.