Лей, сколько влезет

Или тайны топливного бака

Валерий Чусов фото Татьяны Салютовой и Марго Ванцян

Фото: ЛУКОЙЛ

Чудеса случаются! Особенно под новый год. Представьте, заправляясь "до полного", в чеке с АЗС вы вдруг обнаруживаете, что в бак поместилось больше, чем его заявленная емкость... это подарок? Или вам залили топлива меньше, чем вы оплатили? Не спешите обвинять топливную компанию вообще и работников конкретной АЗС в частности. Возможно, они и не виноваты. Рассказываем о том, как контролируется отпуск топлива на примере компании "Лукойл". Ей принадлежит более пяти тысяч АЗС в разных странах, и здесь точно знают, как добиться точности.

На самом деле в бак всегда может войти больше топлива, чем написано в руководстве по эксплуатации и официальных технических характеристиках автомобиля. Реальная емкость топливного контура больше номинальной, указанной к тому же только для топливного бака. Как известно, спидометр всегда хоть немного, да завышает скорость - при этом минимальная величина превышения регламентируется стандартами. Для топливного бака прямо такие нормативы не установлены, но, поскольку топливо легко испаряется, надо предусматривать объем для того, чтобы парам было куда деваться.

Ну и простые практические соображения диктуют, что завышать выгоднее - для водителя куда лучше получить приятный сюрприз в виде лишнего литра, чем узнать о точности указателя уровня топлива на практике. Тем более что попадание воздуха в топливный насос может привести к непростому ремонту.

Надо также учитывать, что указатель уровня топлива не очень точный прибор. Уровень бензина или солярки может опуститься после стоянки на морозе или, наоборот, подняться на жаре. На самом деле основная задача этого прибора - предотвратить остановку автомобиля из-за пустого бака, поэтому "на лампочке" можно проехать довольно далеко. А уж алгоритм расчета запаса хода у бортового компьютера может отличаться на разных автомобилях. Обычно он считает остаточный пробег, исходя из расхода за какой-то период. Поэтому если вы ехали быстро, то, резко сменив стиль движения на более плавный, сможете проехать еще десяток километров, а то и не один, когда бортовой компьютер уже "впал в истерику" и вместо указания запаса хода требует заехать на заправку.

Сами баки сегодня могут иметь довольно сложную форму, и в зависимости от положения автомобиля относительно горизонтали топливо может переливаться "из угла в угол". Так что при определенных условиях можно заполнить полости, которые обычно пустуют. Ну и наконец - патрубок, соединяющий бак с заливной горловиной. Он тоже может быть немаленьким. В общей сложности все эти "тайные места" действительно могут вместить несколько литров топлива.

Распространенная гипотеза о влиянии температуры на недолив и перелив имеет основания, но все это работает немного не так. Зимой в подземном резервуаре АЗС температура обычно выше, чем на улице. Если машина после этого постоит несколько часов на морозе, топливо остывает и объем его уменьшается. Посмотрим, насколько. По ГОСТу бензин должен иметь плотность от 725 до 780 килограмм на кубический метр. Будем считать, что литр в резервуаре весит 750 грамм. При изменении температуры на один градус объем бензина меняется на 0,00065 от исходного. Температуру в резервуаре АЗС примем за пять градусов, а на улице пусть будет минус 15. Разница в 20 градусов даст нам уменьшение объема на 0,13 процента. Если мы залили 50 литров, то "потеря" при охлаждении на 20 градусов составит 0,65 литра. Возможно, стрелка указателя уровня топлива чуть отклонится, но совсем незаметно... Аналогичная история, но с обратным результатом, произойдет летом: топливо при нагреве на 20 градусов расширится и объем вырастет на 650 миллилитров. На пробеге это не скажется - для приготовления топливовоздушной смеси имеет значение масса, а не объем. Литрами топливо меряют только ради простоты и удобства. Но все перечисленное не исключает вероятности недолива, случайного или намеренного.

Qui prodest

Крылатое латинское выражение призывает в случае преступления искать того, кому это выгодно. Владелец АЗС, особенно если это известный бренд, абсолютно не заинтересован в практически незаметном увеличения прибыли за счет потери репутации. Информация через форумы и соцсети в интернете распространяется очень быстро, особенно негативная. Поэтому прибыль на такой экономии может оказаться краткосрочной, а вот испорченная репутация в условиях конкуренции гарантирует потерю клиентов и, соответственно, убытки. Особенно сильно этих рисков опасаются крупные сети - плохой отклик об обмане на одной АЗС сети может отпугнуть клиентов на многих других. Теоретически возможна неисправность оборудования, при которой топливораздаточная колонка (ТРК) будет ошибаться. Однако такой случайный недолив - большая редкость, так как после первой же смены по отчетам видно, что топлива оплачено больше, чем отпущено. И колонка останавливается для ремонта.

Если ТРК простаивала длительное время, то есть вероятность, что топливо стекло в резервуар и у пистолета (или, правильнее, раздаточного крана) его место занял воздух. При включении колонки он пойдет в пистолет и может быть учтен как топливо - мерное колесо генератора импульсов от него крутится точно так же. Это называется "завоздушивание" и может лишить первого покупателя примерно одного-двух литров. Это тоже неисправность, и колонка должна быть остановлена для проведения ремонта. Вероятность завоздушивания выше, чем неисправности измерительного оборудования ТРК, однако не намного.

Фото: ЛУКОЙЛ

Кто виноват

Теперь разберемся с намеренными действиями. Самое простое - изменение цены деления импульса, соответствующего минимальной теоретически отпускаемой на ТРК дозе (как правило, это один сантилитр - 0,01 л).

В современной электронной колонке это просто внутренняя функция, и возможность регулировки предусмотрена инструкцией по эксплуатации и ремонту - для компенсации износа механических частей и настройки оборудования. ГОСТ 9018-89 допускает для топливораздаточных колонок погрешность не более 0,25 процента, то есть 25 миллилитров на 10 литров. И современное оборудование, если в него не вмешиваться, вполне может обеспечивать такую точность в течение длительного времени. При этом в описаниях типов средств измерений для ТРК в зависимости от ряда условий - нахождения оборудования в эксплуатации при температурах, отличающихся на + 5 градусов от так называемых нормальных условий, т. е. 20 градусов Цельсия, и т. п. - допустимая погрешность может доходить до 0,5 процента. Но и это всего лишь 50 миллилитров на 10 литров - примерно три столовые ложки. И это допустимая погрешность - то есть не право персонала АЗС устанавливать счетчики на недолив в 0,25 процента, а пределы, в которых погрешность не вызывает последствий с точки зрения надзорных органов, обеспечивающих единство и правильность измерений.

Конечно, эта функция защищенная. Однако на АЗС с плохой системой контроля возможно вскрытие оборудования для внесения программных и аппаратных изменений, позволяющих осуществлять такой "управляемый недолив". И в итоге тот же самый поворот колесика генератора импульсов будет давать больший результат. В итоге часть оплаченного клиентами топлива остается в резервуаре, и за день накапливается некий неучтенный остаток. Раньше недобросовестные операторы АЗС его просто откачивали, теперь в современных автоматизированных системах управления (АСУ) АЗС персонал может включить режим работы "без чека" и класть полученные деньги себе в карман.

К АЗС, работающим по франшизе, ЛУКОЙЛ предъявляет те же жесткие требования по контролю качества и количества отпускаемого топлива, что и к своим станциям.

Фото: ЛУКОЙЛ

Другой вариант, более сложный: при заливе в резервуар с такими остатками в бензовозе остается некоторое количество топлива, за несколько ходок скапливается заметный объем, и бензовоз делает лишнюю остановку, сливая накопившийся "излишек" не там, где положено.

Еще один метод - имитация неисправности. Сотрудник АЗС сообщает, что уровнемер сломался и ждет ремонта. На работоспособность ТРК это не влияет, поэтому отпускать топливо можно. Но тогда данные надо вводить вручную - и при этом их можно "корректировать". А обслуживающая организация может прислать специалиста в конце дня или на следующий день. Или даже через неделю (так как, опять-таки, на продажи это не влияет). За это время можно набрать довольно много "излишков".

Чем меньше АЗС, тем вероятность сговора выше - администрация ближе к непосредственным исполнителям. Более крупная организация, во-первых, больше дорожит репутацией бренда, а во-вторых, в ней больше уровней контроля.

Остается еще вероятность того, что персонал в рабочей зоне у ТРК - непосредственно экспресс-заправщики - просто отливает часть заказанного клиентом топлива в свою емкость, пока водитель не видит. Но это уже воровство в чистом виде, которое выявляется, например, с помощью видеонаблюдения, установленного на большинстве современных АЗС.

Фото: ЛУКОЙЛ

Как с этим борются

Самый эффективный способ выявления мошенничества в масштабах крупной компании - отслеживать весь путь топлива и учитывать его на каждом этапе. В ход идут не только замеры залитых в цистерну бензина или солярки, но и определение параметров топлива (плотности, вязкости, температуры), контроль графика движения бензовозов и отслеживание их маршрутов через ГЛОНАСС и GPS, электронное пломбирование устройств слива, система контроля подавления сигнала от датчиков и видеокамер и т. п.

Сегодня на всех АЗС ЛУКОЙЛа установлена корпоративная АСУ (КАСУ), которая позволяет в реальном времени осуществлять электронный мониторинг АЗС и нефтебаз и отслеживать баланс приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, выявляя "утечки". Постоянно проводятся проверки состояния АЗС, выявляются нештатные подключения, следы кустарного ремонта, компоненты, которых не должно быть, и т. п.

Кроме контроля работниками предприятий нефтепродуктообеспечения и аппарата управления компании есть еще независимые группы оперативного контроля, график работы которых не разглашается Эти группы постоянно контролируют все АЗС под брендом "ЛУКОЙЛ" - такие внезапные проверки каждой станции бывают обычно не реже чем раз в квартал.

Что делать

Как гласит еще один принцип римского права Caveat emptor - "пусть покупатель будет бдителен". Каждый потребитель имеет право и возможность позаботиться о том, чтобы не быть обманутым.

Чтобы избежать риска попасть на "завоздушенную" колонку, выбирайте по возможности наиболее часто используемую.

Если возникли подозрения в недоливе, то по законодательству РФ покупатель топлива имеет право потребовать замера - на каждой станции обязательно есть мерник. Недобросовестные операторы АЗС часто прикрывают свои манипуляции от проверки, настроив программу таким образом, чтобы она точно отпускала то количество, которое обычно набирают при замере - 5 или 10 литров. Чтобы обойти эту хитрость, закажите, скажем, 15 или 20 литров, слейте первые пять по дисплею ТРК, а в мерную емкость набирайте уже "средние" десять.

Впрочем, обычно сомнения автолюбителей не подтверждаются. Как говорят в ЛУКОЙЛе, при проверке сообщений с горячей линии справедливой оказывается лишь ничтожная доля претензий, и с их причинами настойчиво борются. Но если бы не эти проверки, их могло бы быть и больше!

Вся лента