Что успели

Итоги автомобильного года 2018

Иван Баранцев, Иван Буранов, Максим Вершинин, Дмитрий Гронский, Анна Килимник, Валерий Чусов

Кто служил в армии, вероятно, помнит традицию, бытовавшую в отдельных частях и подразделениях вооруженных сил. Когда в казарме тушили свет, кто-то кричал: «Вот и день прошел!» На что сотня глоток громко сообщала о своем отношении к этому событию. Если кто сам не слышал или не догадался, привести здесь эти слова мы не можем: с апреля 2013 года Роскомнадзор строго следит за их непоявлением в СМИ. Но суть не в этом. На то она и молодость, чтобы наплевательски относиться к прошедшему дню, потому что вся жизнь впереди. Люди взрослые должны быть мудрее и должны уметь делать выводы из тех уроков, что преподнес день. А уж когда проходит год — тем более.

Первый автомобиль в космосе

В феврале Илон Маск одним запуском провел пиар-акцию сразу двух своих брендов - во время первого испытательного полета новой ракеты Falcon Heavy она вывела в космос Tesla Roadster - личный автомобиль Илона Маска. Машина выполнила роль макета нагрузки - это по крайней мере интереснее, чем отправить на орбиту вокруг Солнца бетонный блок. В салоне находится манекен в гоночном комбинезоне и шлеме, названный Starman - как герой песни Дэвида Боуи. Во время запуска звучала другая вещь Боуи - Space Oddity. Автомобиль уже видели на фоне Луны, он должен выйти на орбиту между Землей и Марсом.

Рекорды цен за парковку

Парковка в Москве дорожает почти ежегодно, жители даже митинговать перестали, махнув рукой на происходящее. Приводимые чиновниками аргументы не меняются: чтобы уличные парковки были удобными, надо держать 15-20 процентов мест пустыми, а добиться этого можно только тарифами. Но в центре города сосредоточено огромное количество министерств и офисов, работников которых едва ли можно уговорить отказаться от своих машин. Поэтому парковки на Петровке, Неглинной и других подобных улицах всегда забиты, несмотря на тариф 200 рублей в час. Спасение, считают в мэрии, в цифре 380 - именно столько рублей в час платят с 15 декабря за парковку на 237 центральных улицах. Это дороже, чем в Торонто и Париже. Скептики резонно заметили: хоть 500 или 800 рублей делайте, чиновники и бизнесмены все равно забьют парковки до отказа, но бюджет от этого только выиграет.

Русские в Формуле-1: один вместо четырех

Последние несколько сезонов Формулы 1 приучили нас к тому, что в главной гоночной серии планеты выступает как минимум один российский пилот. 2018 год стал в этом отношении рекордным, потому что в Формуле 1 было сразу четыре россиянина! В составе команды Williams дебютировал Сергей Сироткин, тест-пилотом Renault был Артем Маркелов, который параллельно выступал в Формуле 2, а гонщик GP3 Никита Мазепин совмещал гонки в молодежной серии с работой пилота развития команд Force India. За пределами гоночной трассы трудился Даниил Квят - самый успешный россиянин в Формуле 1 минувший год провел на базе Ferrari, работая на симуляторе в помощь основным пилотам коллектива. В какой-то момент казалось, что на старт Гран-при в 2019 году выйдут как минимум два российских спортсмена и минимум столько же будут тест-пилотами, но увы... Подписание контракта Квята с Toro Rosso стало, пожалуй, главной неожиданностью сезона. Даниил снова возвращается в гонки. Так что и в 2019 году Формула 1 без российских пилотов не останется.

Глав автомобильных концернов снова начали сажать

В июне был арестован генеральный директор Audi AG Руперт Штадлер, в ноябре - глава альянса Renault-Nussan Карлос Гон. Такого не случалось со времен Второй мировой войны, когда за сотрудничество с нацистами Фердинанда Порше продержали в заключении 20 месяцев, а Луи Рено и вовсе уморили в тюрьме. Сейчас поводы другие. Штадлера настигли последствия "дизельгейта", он обвинен в обмане потребителей. В октябре его выпустили под залог, к этому моменту он уже уволился. Гону предъявили обвинение в нецелевом расходовании средств Nissan, и речь не только об использовании в личных целях корпоративных апартаментов, но и о зарплате его сестры, которая не выполняла никакой работы. Следствие продолжается.

Концепт года

Концерн "Калашников" давно занимается не только оружием - в сфере его интересов новейшие технологии в разных отраслях, от судов на подводных крыльях до беспилотников. В их числе электромобили и электромотоциклы. Мир узнал об этом благодаря концепту CV-1 - авангардная, если верить пресс-релизу "Калашникова", начинка заключена в кузов "Иж-Комби", первого российского хетчбэка, выпуск которого автозавод в Ижевске начал 45 лет назад. Правда, машину превратили в что-то вроде хотрода: занизили подвеску, поставили светодиодные фары, темные стекла и т. п. Мощность 220 кВт обеспечивает разгон до сотни за 6 секунд, запас хода 350 километров.

Новый символ протеста автомобилистов

Во Франции, чей народ недоволен грядущим повышением цен на дизельное топливо, униформой протестующих стали "желтые жилеты". Что и логично, и удобно - протестуют в основном автовладельцы, а жилет, в котором водитель должен выходить на дорогу в случае аварийной остановки, есть в каждом автомобиле. К слову, у нас в стране, где цены на топливо с начала года уже выросли, причем не на пару евроцентов, а на несколько рублей, никаких общественных выступлений на сей счет замечено не было.

Самая дорогая машина, проданная с аукциона

Это Ferrari 250 GTO, выпущенная в 1962 году. На торгах Monterey аукционного дома RM Sotheby`s модель ушла за $48 405 000. Но есть пара уточнений. Это не только рекорд ушедшего года, но и абсолютный аукционный рекорд вообще. А второе - минуя аукционы автомобили продаются и дороже. Самая громкая "внеаукционная" сделка года - продажа такой же Ferrari 250 GTO, но уже 1963 года выпуска, за $70 миллионов.

Уже не первый раз марка Ferrari ставит рекорды на торгах. В 2014 году еще одна Ferrari 250 GTO ушла с молотка на отметке $38 115 000. Во всех случаях покупатели пожелали остаться неизвестными. Аукционисты только разводят руками и никак не могут объяснить подобный ажиотаж. Некоторые говорят про "маркетинговый пузырь", хотя в случае с "Феррари" этот термин неуместен. Кстати, модель 250 GTO растиражировали в количестве 36 экземпляров, так что все рекорды еще впереди.

Первая в истории России Ассамблея FIA

Впервые в истории Международной автомобильной федерации FIA она подводила итоги своей работы на генеральной ассамблее, которая прошла в России и длилась целую неделю. Кульминацией мероприятия стала торжественная церемония вручения наград по результатам сезона 2018. Свои заслуженные трофеи получили пятикратный чемпион Формулы 1 британец Льюис Хэмилтон, шестикратные чемпионы мира по классическому ралли WRC Себастьян Ожье и Жюльен Инграссия, обладатель Кубка мира по туринговым гонкам WTCR итальянец Габриэле Тарквини, чемпион мира по ралли-кроссу WRX швед Йохан Кристофферссон, триумфатор Кубка мира по ралли-рейдам поляк Якуб Пшигонски и еще десятки лучших гонщиков самых разных классов со всего мира. Не обошлось и без россиян. Георгий Чивчян получил приз за победу на Кубке FIA по дрифту, а Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов - кубок за выигранный ими чемпионат Европы по классическому ралли. Отмечен был и молодой гонщик Роберт Шварцман - пилота программы SMP Racing и члена Ferrari Driver Academy признали новичком года в европейском чемпионате серии Формула 3.

Внедорожники люксовых брендов

В 2018 году в России появились первые модели повышенной проходимости от двух брендов, которые трудно было заподозрить в стремлении к преодолению бездорожья. К середине года были поставлены российским клиентам первые Lamborghini Urus. Квота для РФ в 50 автомобилей по цене от 15,2 миллиона рублей была выбрана на этапе приема заказов. В мае в Москве был представлен Rolls-Royce Cullinan. Названный в честь самого большого алмаза в мире первый кроссовер Rolls-Royce стоит 25 миллионов рублей. Lamborghini для производства своего первого кроссовера расширяет производство, и Urus может стать самой массовой моделью из Сант'Агата Болоньезе - в перспективе их выпуск достигнет 3500 в год. Чем ответят Ferrari, McLaren и Aston-Martin?

Теперь можно не клеить

Ни одно нововведение водители не обсуждали так активно, как отмену наклейки "Ш" на заднем стекле. С 1993 года пользователям шипованных шин рекомендовали вешать такую наклейку, и в этом была своя логика. Ведь шипы влияют на тормозной путь, окружающим лучше знать об этом заранее. Сейчас 90 процентов автопарка снабжено ABS, предупреждать никого уже не надо, но данное обстоятельство не помешало гаишникам в 2017 году ввести штраф в 500 рублей за отсутствие знака "Ш", а предприниматели развернули успешный бизнес на наклейках. Слухи об ажиотаже дошли до нового руководства ГИБДД. Генералы удивились и признали, что штрафовать за подобную провинность - перебор. Политическое решение отменить наклейку принято в мае, но изменения в ПДД заработали только в декабре, когда все уже переобулись, - в лучших традициях российской бюрократии.

Женщина снова за рулем

До недавнего времени Саудовская Аравия была единственной страной, где женщинам было на государственном уровне запрещено управлять автомобилем. Запрет был введен в 1957 году. С 1990-м активистки периодически пылись привлечь к этой "автомобильной" дискриминации внимание короля, общественности, а также мировых СМИ, что удавалось им с переменным успехом, а зачастую приводило к арестам. Ситуация стала меняться с приходом к власти короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда. Разработана стратегия "Видение-2030", которая подразумевает некоторые реформы в отношении ущемленных прав женщин. В 2013 году женщинам разрешили ездить на велосипеде. 26 сентября 2017 года король Саудовской Аравии подписал указ, разрешающий женщинам с 24 июня 2018 года водить автомобиль.

Электромобили - тренд автоспорта

Над Formula E подшучивали все - от организаторов других чемпионатов до болельщиков. Но, похоже, все изменилось. В 2019 году на трассу выйдет второе поколение болидов с футуристичным обликом, которое стало быстрее и больше не требует смены машины посреди гонки из-за того, что аккумуляторы не обеспечивают запас хода на всю дистанцию. Следуя примеру Formula E, появились сразу несколько новых гоночных серий: Electric GT с использованием серийных седанов Tesla Model S; Jaguar I-Pace eTrophy на одноименных серийных кроссоверах, создан даже чемпионат MotoE для электробайков. Более того, вовсю идет работа над переводом мирового ралли-кросса на электромобили и созданием отдельного кубка мира для туринговых электрокаров. Прибавим к этому уже существующий класс для электромобилей на Pikes Peak International Hill Climb, где в этом году абсолютный рекорд установил Volkswagen I.D. R Pikes Peak, ледовые гонки категории Trophee Andros Electrique, электрический дрэг-рейсинг и активное создание спортпрототипов и внедорожников для ралли-рейдов на электротяге.

Новый российский автомобильный бренд

В мае состоялось первое публичное появление лимузина Aurus Senat на инаугурации президента, а в августе он был представлен в закрытой части экспозиции бренда Aurus на автосалоне в Москве. В открытой был показан седан. На него уже принимают заказы. Фактически так состоялась мировая премьера нового российского бренда. И первой за 40 лет модели высшего класса в нашей стране после ЗИЛ-4104 1978 года.

Так Россия вернулась в небольшое число государств, первые лица которых передвигаются на автомобилях собственного производства - это позволяют себе Великобритания, Япония, КНР, США, ФРГ, Франция, Швеция, Италия, Чехия.

Рекорд Instagram

Ежегодно консалтинговая компания Interbrand представляет свой рейтинг 100 лучших глобальных брендов. Mercedes-Benz традиционно занимает в нем довольно высокую позицию, но в этом году Mercedes-Benz из всех Best Global Brands стал брендом с наибольшим количеством "лайков" в Instagram, опередив по этому параметру и Apple, и Disney, и Coca-Cola, и Nike - в общем, всех-всех-всех. Более 35 миллионов человек по всему миру следят за инста-каналами Mercedes-Benz. В конце осени марка преодолела отметку в миллиард заработанных ей "лайков". В честь этого события с 5 по 31 января 2019 года в главном зале музея Mercedes-Benz в Штутгарте пройдет специальная фотовыставка. Немецкая марка стала вести активную работу в Instagram с 2012 года. В среднем посты Mercedes-Benz получают 27,6 миллиона "лайков" в месяц на своем основном канале. Всего же более 35,66 миллиона человек со всего мира подписаны на официальные аккаунты Mercedes-Benz в Instagram.

Новая разметка

Разметка-вафельница для обозначения границы перекрестка, куда нельзя выезжать во время пробки, действует с апреля. Выглядит она, как матрица из желтых диагональных линий, напоминающих йодную сетку. Результат вышел неоднозначный. У водителей желтая разметка ассоциируется с ремонтом дороги, многие невольно начинают искать глазами бульдозеры. Контролировать выезд на "вафельницу" толком некому: 5000 гаишников недавно уволили, а камеры распознавать это нарушение пока не научились. При этом в желтый цвет на манер США, решили перекрасить еще и двойную сплошную, чтобы разметку лучше было видно сквозь снег.

Искусственный интеллект наступает

Автоматизация процессов - человечество жаждет этого и боится одновременно. Дискуссии об автопилотировании не думают утихать, но внезапно именно автомобильная индустрия в этому году подкинула человечеству еще немного дров в жаркие беседы о том, что же еще за нас, хомо сапиенс, могут делать роботизированные механизмы и прочие боги из машины с искусственным интеллектом. Весной в Москву привезли фотовыставку Moments, на которой были представлены фотографии, сделанные фирменной системой безопасности Volvo City Safety, установленной в Volvo XC60. А осенью состоялась премьера рекламного ролика нового Lexus ES, сценарий для которого был написан искусственным интеллектом, созданным на платформе IBM Watson. Впрочем, в первом случае в видоискатель "фотоаппарата" смотрела американский фотограф, трехкратный лауреат Пулитцеровской премии Барбара Дэвидсон, а во втором режиссером был тоже "не последний" человек, а именно британский режиссер, обладатель премии "Оскар" Кевин Макдональд. Точку ставить рано. Продолжаем дискутировать.

Первый китайский автозавод в России

В августе объявлено о завершении строительства завода китайской компании Great Wall Motor в Тульской области. До сих пор китайские автомобили у нас собирали российские предприятия. Говорят, у строительства завода были противники, которые опасались прихода китайских производителей. Но вот препятствия сняты и завод построен. Он обошелся в $500 миллионов и занимает территорию в 229 гектар, где размещены цеха штамповки, окраски и сборки. Проектная мощность 150 000 автомобилей в год, но она будет достигаться постепенно. Предполагаемый объем производства в 2019 году - 15 000-20 000 автомобилей. Это будет новый кроссовер бренда Haval - F7, а также уже известная модель H9.

Седаны на больших колесах

В октябре 2013 года журнал "Автопилот" опубликовал статью нашего постоянного автора, немецкого инженера-автомобилестроителя доктора Юрия Постникова "На больших колесах". В публикации предполагалось, что, взяв за основу при проектировании автомобиля большие колеса, высокий дорожный просвет и пропорции боковин внедорожника, можно получить очень привлекательную по своим потребительским свойствам машину в традиционном кузове седан. В 2018 году компания Mercedes-Benz представила на Пекинском автосалоне этого года концепт Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, удививший весь мир тем, что является типичным внедорожником с огромными колесами, но в кузове седан. Любопытно, что идеи нашего автора были реализованы в этом году и в автомобилях массового сегмента - это Lada Vesta Cross Sedan и Renault Logan Stepway.

Время рекордов "Нордшляйфе"

Установить рекорд на "Нордшляйфе", северной петли гоночной трассы "Нюрбургринг", мечтает каждый бренд. В 2018 году эти рекорды переписывались неоднократно. Установить рекорд может практически любой. Главное - правильно выбрать класс, в котором бороться. Но есть все же два главных рекорда: для дорожных автомобилей и абсолютного времени "Нордшляйфе". Lamborghini Aventador SVJ в июле проехал круг за 6:44.97, побив установленный в сентябре 2017 года на спорткаре Porsche 911 GT2 RS рекорд - 6:47.30. В Porsche ответили в ноябре - Porsche 911 GT2 RS MR с тюнинг-пакетом Performance от Manthey-Racing проехал круг за 6:40.3. Так что как минимум до 2019 года этот рекорд будет незыблем. В июне пал державшийся 35 лет абсолютный рекорд "Нордшляйфе", установленный 28 мая 1983 года за рулем прототипа Porsche 956 - круг за 6:11.13. Но 29 июня 2018 года прототипе Porsche 919 Hybrid Evo промчал по "Нордшляйфе" круг за 5:19.55, почти на минуту улучшив прежнее достижение. Так что уверенно можно сказать: Porsche - царь "Нордшляйфе".

Цифровые документы

Перевод водительских документов в электронный вид - хорошая история, сколько можно возить с собой ворох бумаг и карточек в XXI веке? В России решили начать с электронного ОСАГО и электронного ПТС. Со страховым полисом были накладки, но сегодня уже тысячи водителей покупают страховку в сети. С ПТС получилось сложнее. Срок ввода электронного паспорта переносили несколько раз, а когда в октябре гаишники разрешили регистрировать машины с электронными ПТС, выяснилось, что желающих-то почти нет. Заветные цифровые паспорта оформили и поставили на учет владельцы лишь 11 прицепов и еще нескольких легковых машин. Причина - в скепсисе автопроизводителей и клиентов, привыкших иметь на руках привычную, надежную синюю "бумажку", а не непонятный электронный документ.

Самая уникальная находка

Таковой можно назвать французский паровой автомобиль Gardner-Serpollet 1900 года выпуска. Причем нашелся диковинный аппарат не в старинном замке на юге Франции, как это обычно и происходит, а в сарае в одной из деревень Ленинградской области. Очевидно "Гарднер-Серполле" попал в нашу страну до революции и принадлежал какому-то представителю русской знати, не исключено даже, что его владельцем являлся один из великих князей дома Романовых. Потом про паровой автомобиль забыли больше чем на сто лет. Сейчас он реставрируется в мастерской "Камышмаш", а через год-другой уже сможет "поддать пару", как в год своего появления на свет. Всего на сегодняшний день известно чуть более двух десятков сохранившихся паровых Gardner-Serpollet, а найденный в России - четвертый по старшинству среди них.

Вся лента