«Банки могут помочь только деньгами»

Интервью

Дмитрий Кулаков, руководитель стартапа «Производственный коворкинг “Реформа”»

— Почему для успешного стартапа недостаточно только одной идеи?

— Потому что цена идеи 0 руб. 0 коп.! В мире глобального интернета идей много, а тех, кто готов пахать и впахивать, мало. Сильная команда даже посредственную идею может вывести в топ, и наоборот.

— Почему у стартапов высокая «смертность»?

— Во-первых, у большинства отсутствует предпринимательский опыт и умение распоряжаться деньгами. Нет финансовой дисциплины и понимания в целом, что такое деньги в бизнесе. Во-вторых, многие за собственной идеей, окрыленные, не видят того, что изначальная бизнес-модель не работает и необходимо быстро ее перестраивать. Условно, хотели открыть кофейню, а людям нужна шаверма. Кофе тоже, конечно, продается, но не покрывает аренду, зарплату, кредиты. Так, увы, бывает часто. В-третьих, нет четкой коммуникации в команде, когда отсутствует общее понимание, что делать и куда идти. Без согласованных действий требуемый результат не достигается. Это вообще проблема проблем.

— Кто такой стартапер?

— Стартапер — человек, который в одном лице сочетает маркетолога, рекламщика, бухгалтера и хостес на ресепшен. Он должен уметь абсолютно все. Но, к сожалению, так не бывает. В результате рекламные бюджеты сливаются впустую, маркетинг не работает, бухгалтерские отчеты сдаются поздно, а интроверт, стоящий на ресепшене , застенчиво мямлит непонятно что. Хочешь быть предпринимателем, надо уметь делать всё и сразу, или, как вариант, быстро учиться. Команде реализовывать проект проще, можно делегировать часть задач. Но когда твой бизнес-партнер не понимает, чего ты от него хочешь, а ты не можешь ему внятно объяснить, то тогда простая презентация будет составляться месяц, не говоря уже про все остальное.

— Какие трудности возникли у вас на стадии реализации проекта?

— Мой стартап — «Производственный коворкинг “Реформа”» с дерево- и металлообрабатывающим оборудованием. Мы располагаемся в Екатеринбурге, занимаем площадь в 1,5 тыс. кв. м. Суть идеи в том, чтобы предоставить начинающим производственным предпринимателям ресурсы (станки, площади) для реализации себя в бизнесе. Им не придется тратить огромные деньги на покупку оборудования или аренду производственных площадей, чтобы сделать прототип или обкатать идею. Все это можно взять у нас на час, день, неделю или месяц. Все проблемы, описанные выше, я испытал на себе практически в полной мере. Мой стартап уже не идея, но еще и не полноценный бизнес. Дело не в деньгах, дело в мышлении. Должно пройти время, чтобы предпринимательская жилка заработала на полную. Но от пары миллионов я бы не отказался.

— Поиск инвестора у вас не вызвал затруднений?

— Привлечь в проект деньги — не проблема. Проблема их эффективно вложить.

— Как вы думаете, что нужно стартаперу для успешной реализации и чем могут помочь для этого государственные и общественные организации, банки?

— Для успешной реализации стартаперу нужно трудолюбие, трудолюбие и еще раз трудолюбие. Можно еще взять кредит, чтобы банк ежемесячно «пинал» стартапера, заставляя его зарабатывать деньги на погашение кредита. Банки могут помочь только деньгами! А чем еще? У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Когда человек начинает заниматься бизнесом, сильные стороны развиваются самостоятельно, причем быстро и эффективно, а вот слабые надо «прокачивать» целенаправленно. У всех они разные, кто-то не понимает маркетинг, кто-то не умеет считать деньги, у кого-то проблема с тайм-менеджментом. Вот здесь и требуется помощь государственных и общественных организаций — помочь прокачать skill. Лучший предприниматель — это тот, кто не стремится в зону комфорта, а готов ломать себя, перестраиваться, обучаться новому.

Интервью взяла Евгения Яблонская

Вся лента