Рыбаки отправились за креветками
РК «Вирма» займется промыслом нового биоресурса
Добыча креветок в Северном бассейне вызывает все больше интереса у рыбопромысловых компаний. Вслед за ГК "Мурмансельдь-2" этим промыслом начнет заниматься ООО "Рыболовецкая компания "Вирма"" (РК "Вирма", входит в ГК "Карельский рыболовный флот") сенатора Совета Федерации Игоря Зубарева, недавно купившая у датчан специализированное судно. Участники рынка указывают, что компании, занимающиеся выловом креветки, через несколько лет смогут рассчитывать на получение квот.
РК "Вирма" в следующем году начнет вылов креветки в Баренцевом и Норвежском море, рассказал "Ъ" директор компании Иван Пасынков. Для добычи биоресурса РК "Вирма" приобрела креветколов ледового класса у датской Polar Seafood Greenland A/S. Максимальный суточный объем вылова судна составляет 60 тонн, но расчетный показатель по вылову будет ниже, пояснил господин Пасынков. Стоимость траулера он не раскрыл, но отметил, что дополнительные инвестиции в переоснащение судна не потребуются. В ООО "Полар Сифуд Раша" (российская "дочка" Polar Seafood) не прокомментировали сделку. Источник "Ъ" в отрасли считает, что судно может стоить $10-15 млн. Другой собеседник "Ъ" предполагает, что речь может идти о $15-20 млн.
Переработка креветок и упаковка продукции будет осуществляться на самом судне. Основные объемы готовой продукции (варено-мороженых и сыромороженых креветок) будут поставляться на внутренний рынок. Параллельно с ловлей креветок траулер сможет заниматься добычей трески и пикши. Длина креветколова составляет 69 м, ширина — 12 м. Судно находилось в эксплуатации 30 лет, уточнил господин Пасынков. Интерес к развитию в новой нише руководитель РК "Вирма" объяснил снижением квот на вылов трески и пикши. При этом приобретать новые креветколовы в компании не планируют. В 2018 году квоты на вылов трески в Баренцевом море снизились к 2017 году с 890 до 775 тыс. тонн, пикши — с 233 до 202,3 тыс. тонн.
Группа "Карельский рыболовный флот" (КРФ) занимается выловом трески, пикши, мойвы, путассу, сельди, скумбрии и окуня и поставляет на российский рынок более 100 тыс. тонн рыбы в год. Владельцем группы, включающей ООО "РК "Вирма"" и ООО "Согласие", выступает член Совета Федерации от Карелии Игорь Зубарев, следует из данных "СПАРК-Интерфакс". Выручка РК "Вирма" за прошлый год составила 1,4 млрд рублей, чистая прибыль — 634 млн рублей. Предприятие владеет 25% акций АО "Архангельский траловый флот", тогда как остальные 75% компании контролируются Дмитрием Озерским и Геннадием и Марией Миргородскими. Господин Зубарев является также владельцем рыболовецких компаний "Симайн", "Сифиш" и нескольких девелоперских компаний в Карелии. Кроме того, сенатору принадлежит ООО "Рыботорговая сеть", которое выступает инвестором строительства завода по переработке трески и пикши в Кондопоге под инвестквоты (стоимость проекта составляет 1,2 млрд рублей).
В последнее время рыбопромышленники активно инвестируют в добычу креветки в Северном бассейне. Так, ГК "Мурмансельдь-2" в этом году провела модернизацию двух судов под промысел креветки (см. "Ъ" от 24.09.2018), а ГК "Норебо" планирует в следующем году приобрести третий креветколов. Промыслом также занимаются мурманские компании "Сияние Арктики" и "Арктикфлот" Юрия Тузова, "Мурман СиФуд" Владимира Хижнякова, "Саами", "БаренцБиоРесурс", архангельский рыболовецкий колхоз имени Калинина, "Дефа Фишинг" (входит в состав петербургской ГК "Дефа"). По информации источника "Ъ", в 2019 году добычей креветки будет заниматься 13 рыбодобывающих компаний, а число принадлежащих им креветколовов вырастет с 10 до 15 судов.
"Долгое время креветку было невыгодно ловить, но после введения продовольственного эмбарго на рынке образовалась ее нехватка, что привело к росту цен. В связи с этим инвестировать в переоборудование судов для добычи креветки становится оправданно",— поясняет заместитель директора УК "Норебо" Сергей Сенников. По его словам, общий рекомендованный вылов креветки по Северному бассейну в 2018 году составляет 25 тыс. тонн в год, из которых около 9,5 тыс. тонн добывается норвежцами, фарерцами и гренландцами. В этом году впервые за долгое время российские компании выберут более 70% от 15,5 тыс. тонн, а в следующем году, скорее всего, выйдут на цифру, близкую к 100%, отмечает господин Сенников.
Согласно приказу Минсельхоза России N 149 от 24.03.2017, ежегодное освоение рекомендованного объема добычи свыше 70% в течение последних трех лет позволяет включить биоресурс в перечень квотируемых. Если в 2018-2020 году динамики вылова будет превышать 70%, то распределение квот на северную креветку по долям между ведущими добычу российскими компаниями может произойти в 2021 году, отмечает источник "Ъ".
Вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин говорил "Ъ", что после введения продовольственного эмбарго в 2014 году потребление креветок внутри страны снизилось с 50-55 тыс. тонн в год до 25 тыс. тонн. Спустя четыре года этот показатель начал восстанавливаться и достиг показателя 30 тыс. тонн, оценивал он.