ОБСЕ завела чеченское дело
16 стран организации сочли доказанным нарушение прав человека в Чечне
Власти Чеченской Республики допускают массовые систематические нарушения прав человека — в частности, представителей ЛГБТИ-сообщества. Об этом говорится в опубликованном вчера Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) докладе, который готовился по инициативе 16 западных стран. Американские дипломаты уже призвали союзников расширить санкции против тех, кто, по их мнению, причастен к этим нарушениям. Постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич, как стало известно “Ъ”, счел доклад «предвзятым и основанным на сведениях из сомнительных источников». А в окружении главы Чечни Рамзана Кадырова “Ъ” заверили, что в республике «нет никаких проблем с правами человека».
«Очень серьезные нарушения и злоупотребления»
«Представленные доказательства четко подтверждают верность утверждений об очень серьезных нарушениях и злоупотреблениях в области прав человека в Чеченской Республике Российской Федерации, в частности, утверждений о травле и преследованиях, произвольных или незаконных арестах или задержаниях, пытках, насильственных исчезновениях и внесудебных казнях»,— заявила вчера постпред Франции при ОБСЕ Вероник Роже-Лакан, представляя позицию 16 стран—членов организации. Она отметила, что «жертвами являются, в частности, ЛГБТИ-лица, правозащитники, юристы, независимые средства массовой информации и организации гражданского общества».
Доклад был подготовлен австрийским юристом, профессором в области международного права Вольфгангом Бенедеком — он отвечает за работу так называемого Московского механизма, который запустили в отношении России в ноябре этого года. Механизм был утвержден в 1991 году в Москве (отсюда и название) и предполагает начало работы отдельной миссии организации для выяснения ситуации в сфере прав человека.
В докладе отмечено, что Вольфганг Бенедек связался с постпредством РФ при ОБСЕ по поводу возможной поездки в Чечню, но так и не получил позитивную реакцию. «Так как не ожидалось, что визит может быть успешно реализован без официальной поддержки со стороны РФ, докладчик решил отказаться от поездки и искать альтернативные пути получения информации»,— говорится в докладе. В итоге господин Бенедек встречался с правозащитниками, представителями ООН и Совета Европы, занимающимися проблематикой прав человека, а также получал информацию на специально заведенный для этих целей почтовый ящик.
В докладе содержится ряд рекомендаций. Одно из самых серьезных изменений, которые предлагает Вольфганг Бенедек,— реформа доследственной проверки: комплекса мероприятий, которые правоохранительные органы проводят, чтобы установить наличие или отсутствие состава преступления. Юрист настаивает на том, что возглавлять эту процедуру в Чечне (в случае «политически чувствительных дел») должны следователи федерального, а не регионального уровня. Суды по вопросам, которые можно расценивать как нарушение прав человека, предлагается проводить за пределами Чечни. Россию также просят поспособствовать тому, чтобы «все чеченские власти, в том числе правоохранительные органы и службы безопасности» соблюдали внутреннее законодательство России и ее международные обязательства в области прав человека. Для этого страну призывают создать «специальный следственный комитет», в который войдут «опытные федеральные прокуроры и полицейские следователи», которые проведут «эффективное, беспристрастное и прозрачное расследование предполагаемых нарушений». Отмечается, что в противном случае нужно будет провести «независимое расследование с участием международных экспертов», в котором может быть задействован Международный уголовный суд в Гааге. Также среди рекомендаций — призыв отменить закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма, поскольку в Чечне «такие законы работают как поощрение преследований членов ЛГБТИ-сообщества». При этом странам—членам Совета Европы советуют предоставлять убежище людям, ставшим жертвами преследований в Чечне, а также членам их семей и свидетелям нарушений их прав.
Говорится и о конкретных делах. Так, в докладе и заявлении содержится призыв «немедленно освободить под залог» директора представительства правозащитного центра «Мемориал» в Чечне Оюба Титиева и начать расследование действий правительства Чечни в отношении представителей ЛГБТИ-сообщества. Признается факт «нарушений и злоупотреблений в отношении ЛГБТИ и других лиц, а также предполагаемых внесудебных казней 27 мужчин чеченскими силами безопасности в январе 2017 года в Грозном». Отдельно упоминается дело о предполагаемых нарушениях прав Максима Лапунова — уроженца Омской области, который два года работал в республике и рассказал о преследованиях со стороны властей региона из-за своей сексуальной ориентации.
«То, о чем мы говорим много-много лет»
Под рекомендациями Москве подписались представители 16 западных стран. Дипломаты ряда из них выступили на заседании постоянного совета. Так, и. о. замглавы миссии США при ОБСЕ Грегори Макрис не только поддержал выводы доклада, но и призвал к более решительным шагам. Он напомнил, что США в рамках «акта Магнитского» ввели санкции в отношении ряда лиц, причастных к нарушениям прав человека в Чечне, в частности, главы республики Рамзана Кадырова. Так же, по его мнению, должны поступить и союзники США.
Российские правозащитники выводы доклада поддержали. Аналитик программы «Горячие точки» правозащитного центра «Мемориал» Владимир Малыхин в разговоре с “Ъ” заявил: «Самое важное — это то, что ОБСЕ официально и громко обозначила факты массовых нарушений прав человека в Чечне». Он называет правильной идею создать совместную следственную группу с привлечением международных экспертов, а также то, что ОБСЕ делает это, «признавая, что российские власти не могут или не хотят провести объективное расследование всех этих преступлений». «Вряд ли это будет реализовано, но сама идея безусловно хорошая»,— отмечает господин Малыхин. «Главное, что установлено в ходе расследования,— это то, что сведения о преследовании геев в Чечне названы ясными и неопровержимыми. Важно, что докладчик признал: Чечня опасна для любых уязвимых групп, не только для геев и лесбиянок»,— продолжает мысль Владимира Малыхина в разговоре с “Ъ” руководитель «Российской ЛГБТ-сети» Игорь Кочетков. Он рассказал, что австрийский эксперт ОБСЕ встречался с ним как со свидетелем, а также «лично встречался с Максимом Лапуновым, заявившем о похищении и пытках, и с другими жертвами», имена которых НКО не называет.
«По большому счету выводы совпадают с теми, которые на протяжении многих лет, особенно последних двух-трех, делают правозащитные организации. По сути, докладчик установил ровно то, о чем мы говорим много-много лет»,— резюмировала в разговоре с “Ъ” юрист программы правозащитного центра «Мемориал» «Защита прав человека с использованием международных механизмов» Татьяна Глушкова.
«Никаких проблем с правами человека»
Между тем власти РФ заняли противоположную позицию. В МИД России ранее назвали использование механизма «злоупотреблением инструментарием ОБСЕ», «противоречащим духу организации» и созданным в «целях политизации отдельных вопросов гуманитарной сферы». Заявления западных дипломатов в министерстве связали со «стремлением усилить развязанную антироссийскую кампанию» накануне Совета министров иностранных дел ОБСЕ, который проходил в Милане 6–7 декабря.
Как стало известно “Ъ”, вчера на заседании постоянного совета ОБСЕ (оно, как обычно, проходило в закрытом режиме) постпред РФ при организации Александр Лукашевич заявил: «Резкая критическая тональность обзора и содержащиеся в нем предвзятые выводы, которые основаны на сведениях из сомнительных источников, свидетельствуют об изначальной умышленной политизации данной темы». Он отметил: «При подготовке доклада основной упор был сделан на некие "свидетельства" антироссийски настроенных НКО и известных своей ангажированностью отдельных представителей ПАСЕ. Все это говорит о заранее спланированной подгонке документа под заданные его "заказчиками" параметры». Господин Лукашевич отметил, что Москва, «несмотря на неоднократные вопросы уточняющего характера, так и не получила ни списка имен предполагаемых 27 жертв так называемых внесудебных казней, ни изложения конкретных обстоятельств якобы произошедшего с ними». А заявления по поводу дела Оюба Титиева, по словам российского дипломата, «могут квалифицироваться как попытка оказать давление на российские судебные органы, подрыв принципа независимости судебной власти». «Задача раскрутить тему для бездоказательных обвинений России выше профессиональной объективности и стремления разобраться в произошедшем»,— резюмировал Александр Лукашевич.
Пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов также заявил “Ъ”, что представленные в докладе выводы «не соответствуют действительности и не основаны на достоверных фактах», а в республике «нет никаких проблем с правами человека». «В Чеченской Республике все абсолютно открыто и не скрывается. Но ряд западных организаций, которые, как ни для кого не является секретом, финансируются различными недружественными к РФ фондами, всеми силами, правдами и неправдами пытаются внушить различным международным организациям — и ОБСЕ, и Парламентской ассамблее Совета Европы,— что у нас якобы есть массовое нарушение прав ЛГБТ»,— возмутился господин Каримов. Он напомнил, что в регионе «неоднократно проводились проверки СК и МВД», которые «показали, что все эти заявления оказались надуманными».