«Новое поколение не мыслит себя без интернета»
Какие направления телекоммуникационных услуг растут быстрее рынка в целом, зачем деревням и небольшим поселкам оптоволоконные линии связи, а виртуальные технологии крупным промышленным предприятиям, рассказывает вице-президент — директор макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Проскура.
— С какими результатами заканчивает компания 2018 год? По каким направлениям деятельности «Ростелекома» зафиксирован наиболее заметный рост?
— Все бюджетные показатели, сформулированные в стратеги развития, в 2018 году будут выполнены или перевыполнены. Очень сильно в 2018 году выросла доля цифровых сервисов в общем объеме предоставляемых оператором услуг. К концу года этот показатель превысит 60%. Заметно вырос объем услуг по подключению к широкополосному доступу в интернет. Блестящие показатели демонстрирует наш драйвер — интерактивное телевидение. Все эти направления деятельности компании в Нижегородской области растут быстрее рынка в целом и обеспечивают «Ростелекому» мощный прирост клиентской базы.
В двузначных цифрах измеряется рост по продуктам, которые мы называем «новатикой». Это управляемый wi-fi, виртуальные автоматические телефонные станции (АТС) и центры обработки данных (ЦОД). Это продукты, которые пользователи уже распробовали, но пока не используются повсеместно. Например, рост интереса к виртуальной АТС со стороны малого и среднего бизнеса связан с тем, что компаниям не интересны устаревшие учрежденческие АТС. Они хотят, чтобы телефонная сеть работала на оптическом кабеле и чтобы ее можно было использовать для разных задач.
В консьюмер-сегменте (B2C, бизнес для потребителя) в 2018 году наметился ощутимый тренд, который не проявлялся последние два года — клиентам вновь нужна высокая скорость интернета для игр и интернет-телевидения. Как показывает опыт компании, при сбалансированной тарифной политике спрос на эти услуги растет.
Сложной и интересной задачей в 2018 году стала работа на чемпионате мира по футболу. Филиал «Волга» отвечал за строительство сетей в Нижегородской и Самарской областях и Мордовии. Справились отлично со всем, что находилось в нашей зоне ответственности: в части видеонаблюдения, систем безопасности, инфраструктуры, связи и wi-fi вокруг стадионов. Несмотря на скопление народа, все системы отработали безупречно, не было получено ни одной жалобы.
— Как изменился потребительский спрос в 2018 году?
— Существенно вырос сегмент B2C за счет поколения, которое вступает во взрослую жизнь, — оно не мыслит себя без интернета. Наблюдается это, в частности, по новостройкам, куда заезжают молодые семьи, для которых высокоскоростной интернет — норма жизни. Очень активно в текущем году велась работа по строительству сетей в пригородах, которые раньше были обделены вниманием телекоммуникационных операторов.
В корпоративном сегменте резко выросла доля крупного бизнеса. Особенно это касается клиентов, которые провели модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры. Чуть меньше рост в секторе малого и среднего бизнеса, что связано с экономическим состоянием предприятий и с их пониманием того, как можно оптимизировать свои затраты на связь и IT. Часть клиентов научилась это делать и платит меньше при том же объеме получаемых услуг.
— В 2018 году «Ростелеком» заявил о разработке комплексного решения по обеспечению кибербезопасности. В чем суть этого проекта?
— Оператор серьезно и весьма активно занимаемся вопросами кибербезопасности, видя в этом вопросе основную точку для приложения усилий. В рамках этой работы в 2018 году была закрыта сделка по приобретению копании Solar. В ноябре была запущена единая платформа кибербезопасности. На ее основе защита от интернет-угроз будет осуществляться непосредственно по каналам «Ростелекома».
В вопросах обеспечения кибербезопасности сейчас «Ростелеком» плотно работает с энергетиками, компаниями сферы ЖКХ и сырьевого сектора. В этих структурах уже стали появляться люди, ответственные за такую работу, и кибербезопасность перестает быть для них какой-то экзотикой.
— В конце ноября стало известно, что «Ростелеком» станет одним из основных исполнителей госзаказа на развитие Единой информационной системы здравоохранения. В Нижегородской области подобная система уже есть. В чем будет отличие новой программы от существующей?
— В Нижегородской области внедрена региональная медицинская информационная система (РМИС). В каждой больнице установлено программное обеспечение, компьютеры и подведен интернет. На уровне региона появилась возможность электронной записи к врачу, электронного ведения расписания, подключения аптек. Но, к сожалению, далеко не все лечебные учреждения пользуются этим. Те, что начали, уже видят для себя возможность автоматизировать процессы и оптимизировать время.
Следующий этап — объединение региональных медицинских информационных систем в общероссийскую систему верхнего уровня. Еще одно направление при создании глобальной информационной системы — автоматизация фельдшерско-акушерских пунктов с доступом к телемедицине. «Ростелеком» продолжит предоставлять линии связи и центры обработки данных. В целом система будет учитывать все виды услуг, оказываемых в больницах и поликлиниках, их качество и ценообразование.
Сроки ее внедрения зависят от того, как будет идти финансирование по программе развития цифровой экономики.
— Как «Ростелеком» определяет свои задачи в рамках программы цифровизации экономики в целом?
— В этой программе у нас три основные задачи. Первая — строительство оптики на селе, и в этом направлении проделана огромная работа. В2019 году оптоволокно будет проведено во все населенные пункты с численностью от 250 человек и выше. Но это не значит, что каждый житель села подключится к сети, поскольку это связано с его желанием, потребностями и платежеспособностью.
Второе направление связано с работой ЦОДов. Мы наращиваем их мощность, поскольку прогнозируем рост спроса на услуги дата-центров.
Третье направление связано с тем, что «Ростелекому» поручено стать разработчиком ряда базовых инфраструктурных программных платформ. Одной из них уже стала система сбора биометрических данных. Следующей должна стать единая система идентификации и аутентификации.
— Какие планы у оператора на 2019 год?
— В первую очередь филиал «Волга» планирует завершить реализацию проекта «Умная остановка» в Нижнем Новгороде. Кроме того, мы активнейшим образом будем развивать направление по оказанию цифровых услуг, и программа в сфере здравоохранения должна стать основной. В том числе в планах оператора запустить проект по созданию Центрального архива медицинских изображений. В этом случае пациенту не придется возить рентгены, например из Шаранги в Нижний Новгород, их можно будет открыть и посмотреть в единой базе. Обязательно будет продолжено внедрение цифровых систем в сферу ЖКХ. Население уже готово к технологическому прорыву в этой сфере, а управляющие компании понимают его необходимость. Ну и, конечно, будет активно развиваться интернет: в частности, в Нижнем Новгороде компания планирует создать площадку для обмена трафиком. Это значит, что увеличится скорость интернета и улучшится его качество.