«Мы часто выступаем первопроходцами»

Интервью

Генеральный директор компании «Деловые Линии» Фарид Мадани рассказал о показателях уходящего года и перспективах на будущее.

Фарид Мадани, генеральный директор транспортной компании «Деловые линии»

Фото: Сергей Коньков

С какими результатами компания завершает 2018 год? Довольны ли вы достигнутыми показателями?

Несмотря на сложный год, результаты соответствуют нашим ожиданиям. Мы продолжили совершенствование качества наших услуг, внедряя новые разработки, а также расширили географию присутствия ГК «Деловые Линии», открыв несколько десятков новых подразделений по всей стране и запустив новые направления перевозки. При этом мы часто выступаем первопроходцами. Например, в текущем году мы первыми в отрасли внедрили онлайн-инкассацию, что позволяет в автоматическом режиме организовывать передачу и хранение наличных денег, определять их подлинность еще до инкассации и моментально зачислять средства на расчетный счет.

В 2018 году «Деловые Линии» вновь подтвердили соответствие системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001. Мы постоянно отслеживаем качество наших услуг по параметрам сохранности груза и соблюдения сроков доставки. На текущий момент эти показатели составляют около 98%.

В конце года мы получили сертификат Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, что обеспечивает нам прямое сотрудничество почти с 300 авиакомпаниями, специальные тарифы на авиаперевозки и около 120 стран-направлений. Все это повышает удобство для наших клиентов и скорость доставки грузов.

В 2018 году мы подписали несколько важных соглашений, в частности с «Ростелекомом» и «1С» о долговременном сотрудничестве и будем совместно развивать цифровые продукты в области транспортной логистики. Также «Деловые Линии» сделали очередной шаг в направлении развития «физического интернета», заключив соглашение с производителем специальной тары.

Наши достижения были отмечены и в профессиональном сообществе. К примеру, Knight Frank подтвердила наше лидерство по складским площадям в регионах России среди логистических операторов, а в рамках Национальной премии «Грузовики и дороги» мы взяли первое место в одной из главных номинаций. В течение года мы также входили в число лучших работодателей страны по версии специализированных порталов.

Это лишь небольшая часть предварительных итогов. Год еще не закончен, и сейчас у всех перевозчиков горячее время, когда вырастает нагрузка и количество заказов, которые необходимо успеть доставить до конца года. Но мы заранее готовимся к этому периоду и выполняем взятые на себя обязательства перед клиентами в полном объеме.

Кроме того, мы подготовились и к изменениям, вступающим в силу с 2019 года, которые связаны со свободными перемещениями грузоперевозчиков по территории России. Наши специалисты уже разработали пакет контрактов и новые маршруты доставки продукции промышленного производства из Китая для российских клиентов.

Планируете ли вы расширять географию присутствия и выходить на новые рынки в 2019 году?

В настоящее время география расположения наших подразделений оптимальна. Она была рассчитана с учетом анализа Big Data, потребностей и удобства наших клиентов. Подразделения расположены вблизи ключевых транспортных артерий. Что касается международных направлений, то в этом году мы запустили удобную доставку грузов из КНР для юридических лиц и в будущем расширим ее и для частных клиентов.

Сейчас много говорят об автоматизации процессов и цифровизации рынка транспортных услуг. Насколько экономически оправданы инвестиции в IT на этом рынке?

Вопрос неоднозначен. Продукт, «попавший в точку», — это результат правильно разработанной и внедренной автоматизации процессов, он может экономить до 35% времени и издержек. Вместе с тем неправильно выбранное направление автоматизации, амбициозные, но неопытные разработчики или нерациональное внедрение разработки способны вместо оптимизации принести, наоборот, рост издержек. Именно поэтому мы ежеквартально мониторим и при необходимости корректируем все текущие разработки — такая гибкая настройка помогает делать действительно эффективные вложения.

Это скорее инвестиции в будущее или вы уже сейчас видите экономический эффект?

И то, и другое. С одной стороны, безусловно, это инвестиции в будущее. С другой — эффект есть уже сейчас. Исходя из нашего опыта, программные продукты управления маршрутами транспорта дают 10–25% оптимизации расстояния и времени, автоматизация управления складом дает увеличение пропускной способности складов на 25% и сокращает на 35% время обработки грузов. И так далее. Вместе с тем надо понимать, что эта выгода не одномомоментна: окупаемость отдельных разработок может составлять месяцы, иногда два-три года. Но я убежден, что за цифровыми технологиями — будущее, и с этой точки зрения мы уже сейчас идем на опережение именно ради того, чтобы соответствовать запросам времени. Просто посмотрите, как быстро Uber преобразил традиционный рынок заказа такси.

За какими IT-технологиями, на ваш взгляд, будущее отрасли, а какие являются модными пустышками?

Критерий, на мой взгляд, тут один — востребованность рынком. Да, эту востребованность на начальных этапах можно формировать — это задача маркетологов и рекламщиков. Однако довольно быстро «пустышки» сдуются, несмотря на рекламу. Если смотреть с очевидных позиций, то рынком востребованы платформы по подбору грузоперевозчика по принципу такси: в онлайн-режиме, с необходимыми опциями и гарантиями. Такие платформы по «уберизации» рынка грузоперевозок уже запускаются. Более глобально — технологии на основе блокчейн также способны сделать прорыв. Однако в дефиците соответствующие специалисты — это проблема разных рынков. Обычно не вопрос найти отличных специалистов в уже освоенных областях. А когда мы вступаем на терра инкогнита — почти никого.

Издержки транспортно-логистических компаний растут. В 2019 году цены на автомобильное топливо поднимутся. Как в данной ситуации сохранять финансовую стабильность?

Помимо значительного роста цен на топливо, который по факту для перевозчиков еще выше ввиду отмены корпоративных скидок, не стоит забывать и о других статьях расходов грузоперевозчиков. Это и повышение НДС, и ожидаемое повышение сборов системы «Платон», и рост числа платных дорог, а также удорожание как самого транспорта, так и запчастей из-за падения курса рубля. Сохранять маржинальность, по сути, можно двумя путями: через дальнейшую цифровизацию, позволяющую оптимизировать расходы, и через рост тарифов перевозчиков. На текущем этапе рост издержек перевозчиков с учетом продолжающихся вложений в автоматизацию таков, что без повышения тарифов сохранить, а тем более развивать бизнес невозможно.

Вся лента