Чемпионат для половины мира
Российское футбольное первенство посмотрела рекордная телеаудитория
Общее количество телезрителей, посмотревших матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, составило рекордные 3,572 млрд человек, говорится в отчете Международной федерации футбола (FIFA). Это означает, что за турниром, проводившимся в России, следило более половины населения Земли в возрасте от четырех лет и старше. По сравнению с чемпионатом мира 2014 года в Бразилии рост мировой телеаудитории превысил 10%. При этом телеаудитория финала Франция—Хорватия составила более 1,12 млрд человек, а в четверку матчей, вызвавших наибольший интерес, попала и встреча 1/8 финала между сборными России и Испании.
Международная федерация футбола опубликовала комплексный анализ данных по зрительской аудитории чемпионата мира по футболу, прошедшего летом в России.
Из него следует, что в общей сложности телетрансляции игр первенства посмотрели 3,572 млрд человек, или 51,3% населения Земли в возрасте от четырех лет.
Это новый рекорд для главных футбольных турниров. По сравнению с чемпионатом мира 2014 года в Бразилии, который посмотрели 3,2 млрд, рост телеаудитории составил примерно 11%. В исследовании говорится о том, что 3,262 млрд человек смотрели футбол из России по телевизору дома, еще 310 млн — в общественных местах и с помощью мобильных цифровых устройств.
Расклад по континентам в целом выглядит ожидаемым. В процентном отношении наибольший интерес чемпионат мира, как обычно, вызвал в Южной Америке и Европе. В этих регионах за ним следило соответственно 96,6% и 86,1% населения. Но в абсолютных цифрах вне конкуренции, разумеется, находится Азия, где матчи первенства смотрели около 1,56 млрд телезрителей, то есть около 44% от общего числа. Европа и тут на втором месте — 712 млн, или 20%.
В исследовании делается акцент на цифры, которые демонстрируют рост не поверхностного, а глубокого интереса к футболу. Если четыре года назад в домашних условиях на протяжении минимум получаса за футбольными трансляциями наблюдало 1,95 млрд человек, то сейчас — 2,49 млрд, то есть почти на треть больше. Тем временем рост количества кратковременных просмотров — не более одной минуты и трех минут — оказался не столь значителен: соответственно 2,2% и 11%.
В четверку матчей, вызвавших у телевизионной аудитории наибольший спрос, попала встреча 1/8 финала, победа в которой над испанцами позволила сборной России сенсационно прорваться в четвертьфинал. Ее средняя глобальная аудитория была равна 306,4 млн человек. Этот матч уступил только финалу Франция—Хорватия, а также полуфиналам Хорватия—Англия и Франция—Бельгия.
Ранее стало известно, что финансовая отдача, которую получила FIFA от продажи телевизионных прав на трансляции матчей чемпионата мира, тоже оказалась наибольшей за всю историю. Если от реализации медиаправ, связанных с чемпионатами мира 2010 и 2014 годов, FIFA получала примерно по $2,5 млрд, то сейчас, по информации The New York Times, итоговая цифра примерно на 2% превзошла планируемый показатель $3 млрд.
Телевизионные права являются главным коммерческим активом FIFA. На них приходится почти половина всех ее доходов, которые в предыдущем четырехлетнем цикле — с 2010 по 2014 год — впервые превысили $5 млрд.