Utair не справилась с керосином
Из-за роста цен на топливо авиакомпания допустила дефолт по кредиту
Авиакомпания Utair просрочила выплату банкам процентов по синдицированному семилетнему кредиту и направит средства на расчеты с поставщиками. Компания просит банки отложить выплаты до лета 2019 года, но часть кредиторов не готовы ждать. Эксперты полагают, что до принятия правительством в начале 2019 года решения о господдержке авиаотрасли банки, скорее всего, не станут взыскивать задолженность.
Utair, пятый перевозчик в России (пассажиропоток в январе—октябре вырос на 5,3%, до 6,44 млн человек), впервые после реструктуризации долга 2015 года допустила просрочку по расчетам с банками-кредиторами. 21 декабря компания сообщила, что «предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде». Проценты по 12-летнему кредиту выплачены в полном объеме, утверждает Utair.
Как отметил гендиректор Utair Андрей Мартиросов, авиакомпания «учла неблагоприятный экономический прогноз для отрасли» и будет в первую очередь «осуществлять платежи по операционной деятельности, обеспечению безопасности полетов» (оплата топлива, аэропортовых сборов, за техобслуживание и выплата зарплат). В Utair проигнорировали вопросы “Ъ”.
Андрей Мартиросов, гендиректор Utair, 31 октября 2017 года (цитата по «Прайм»)
Мы все платим вовремя, все обязательства исполняем, никаких кредитов не привлекаем, наоборот, расплачиваемся
Авиакомпания уже находилась на грани банкротства в 2015 году. Тогда поддержку ей оказал основной собственник — «Сургутнефтегаз», контролирующий 50,11% компании через НПФ «Пенсионный выбор». В ноябре 2015 года Utair получила два синдицированных кредита от 11 банков, агентом выступил Сбербанк. Первый предоставлен на семь лет на 18,9 млрд руб., второй — на 12 лет на 23,7 млрд руб. Тело первого кредита сейчас погашено до 15,4 млрд руб. В тот же период компанию отдельно прокредитовал Сбербанк, выдав 17,4 млрд руб. на семь лет.
В 2017 году Utair показала чистую прибыль по РСБУ в 2,4 млрд руб. при выручке в 75,8 млрд руб., но за три квартала 2018 года ушла в убыток на 1,9 млрд руб. при выручке в 45,4 млрд руб. Убыток по МСФО за первое полугодие 2018 года — 5,2 млрд руб. при выручке в 36 млрд руб. В компании говорят, что ухудшение связано с ростом цен на керосин. За девять месяцев 2017 года топливо заняло 25,7% в себестоимости Utair, в январе—сентябре 2018 года эта доля выросла до 30,1%.
Ранее стало известно, что Utair допустила дефолт после длительных переговоров с кредиторами, в которых, по данным “Ъ”, участвовали Минтранс и Росавиация (совещание прошло в Минтрансе 18 декабря). Авиакомпания просила перенести выплату процентов по синдицированным кредитам с 20 декабря на 20 июня 2019 года — на высокий летний сезон, когда резко растет выручка. Utair также призывала банки отказаться от безакцептного списания денег с ее счетов и взыскания имущества и обещала утвердить обновленную финансовую модель в феврале, после чего начать переговоры о реструктуризации долга.
По словам источников “Ъ”, знакомых с ходом переговоров, на это готовы были Сбербанк и Московский кредитный банк, сомневались в целесообразности переноса платежей «Открытие» и АКБ «Россия».
На совещании авиавласти предлагали банкам перенести выплату процентов хотя бы на 30 апреля, говоря о том, что Utair летает более чем по 50 региональным маршрутам, где нет других перевозчиков. В 2019 году Росавиация выделит компании около 1 млрд руб. субсидий на региональные перевозки.
Но часть кредиторов отказались от переноса. В банке «Траст» заявили, что не получили удовлетворительных ответов на вопросы о причинах дефолта и о возможности Utair урегулировать ситуацию. «Диалог строится сложно. Мы ждем от компании более кооперативного поведения, готовности к компромиссному решению, особенно в отношении крупных кредиторов»,— говорят в «Трасте».
В Минтрансе утверждают, что с основными банками соглашение о переносе выплат на полгода достигнуто. «Финансовое положение Utair стабильно, текущие операционные платежи она осуществляет своевременно,— считают в ведомстве.— Минтранс постоянно отслеживает финансовое состояние авиакомпаний. Более месяца назад в министерстве была создана рабочая группа по Utair. Ее последнее заседание состоялось 18 декабря». В Росавиации и Сбербанке отказались от комментариев.
Гендиректор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что банки, как правило, не останавливают работу авиакомпаний: прекращение полетов грозит полной остановкой платежей по кредитам: «Подавляющее большинство случаев остановки связано с прекращением поставок топлива или предоставления других услуг поставщиками». Эксперт напомнил, что до конца первого квартала 2019 года правительством будет принято решение об оказании господдержки из-за роста цен на керосин, которая может оказаться решающей в судьбе Utair. Поэтому банки, говорит господин Пантелеев, скорее всего, откажутся от взыскания задолженности до решения Белого дома.