Запросы не находят возможностей
Работодатели и соискатели — о сложностях российского рынка труда
Российские работники оценили 2018 год как более сложный на рынке труда по сравнению с предыдущим. Также растет доля тех, кто не ожидает улучшений и в 2019 году. Основные причины такой негативной оценки — сокращение премий и штатов. Работодатели, в свою очередь, жалуются на нехватку кадров и видят главную причину сокращений в несоответствии зарплатных требований и квалификации кандидатов.
Как следует из данных исследования рекрутингового портала HeadHunter, большинство соискателей на российском рынке труда (61%) оценили 2018 год как более сложный в сравнении с предыдущим. Легче, напротив, стало только 15% опрошенных. Чаще всего на итоги года жаловались занятые в сфере производства продуктов питания, перевозок и медицины, а меньше всего недовольных зафиксировано в IT-отрасли.
По-видимому, негативное впечатление от 2018 года на рынке труда сформировали сокращения персонала и уменьшение зарплат, хотя эти процессы незначительно превысили показатели прошлого года. Так, 34% соискателей заявили, что в их компаниях пошли на сокращение персонала в 2018 году, в то время как в 2017 году таковых было 33%. Об уменьшении денежных премий сообщили 24% респондентов (в 2017 году — 23%). С сокращением зарплат и соцпакета столкнулись 18% и 16% соответственно (в 2017 году — 19% и 17%). Более половины соискателей, зарплата которых снизилась в 2018 году, заявили, что она снизилась более чем на 15%, и среди топ-менеджеров эта доля выше всего (58%). В 2018 году для 31% соискателей зарплата увеличилась, для остальных осталась без изменений. Доля тех, кто заявил об увеличении зарплаты, выше среди молодых специалистов. При этом среди тех, кто заявил, что зарплата выросла, большая часть говорит об увеличении не более чем на 10%.
В отношении 2019 года существенная часть соискателей (45%) также настроена пессимистично, при этом за последние три года доля таковых выросла (в 2016 году — 42%). Чаще считают, что следующий год будет сложнее, работники металлургической (56%) и финансовой отраслей (54%), а также представители сферы искусства и развлечений (57%). Существенная часть соискателей (40%) заявила о том, что руководство не планирует менять зарплату. При этом 7% утверждают, что руководство говорит о понижении зарплаты, еще 11% — об увеличении. 16% респондентов говорят о планируемом расширении штата, 19% — о сокращениях. Основной причиной возможного сокращения штата руководство, по словам респондентов, называет сложное положение компании (45%), а также низкий уровень продаж (24%). Также среди причин возможных сокращений соискатели называют автоматизацию рабочих мест, внедрение новых технологий и закрытие отделений компании из-за высоких арендных ставок.
В то же время, как следует из данных кадрового агентства «Юнити», для работодателей этот год на рынке труда был отмечен обостряющимся дефицитом кадров. Сильнее всего, по их оценке, кадровый голод отразился на отраслях, где наблюдается физическая нехватка специалистов (например, IT и инженерия), а также там, где велик разрыв между запросами работодателя и квалификацией большинства соискателей (менеджеры по продажам, специалисты фармацевтических производств, рабочий персонал). Безработица, на которую указывают соискатели, по мнению работодателей, вызвана несоответствием зарплатных запросов и квалификаций соискателей, а не малым числом рабочих мест. Что касается перспектив следующего года, то, по мнению работодателей, в 2019 году ситуация с дефицитом кадров не изменится, что позволит безработице сохраниться на том же уровне. Напомним, по данным Росстата, в течение этого года уровень безработицы колебался в пределах 4,7–5%.
Фиксированная часть зарплат российских сотрудников сокращается с 2012 года
Доля фиксированной части зарплаты у российских сотрудников меньше, чем в европейских странах, и последние пять лет она снижается, полагают исследователи ВШЭ. Сейчас меньшая доля фиксированной зарплаты характерна скорее для компаний с большим количеством работников (77,5), чем с меньшим (около 80%), а также больше для государственных предприятий (78,4%), чем для иностранных компаний (84,7%). В то же время ни финансовое положение фирмы, ни наличие в ней профсоюза не оказывают влияния на структуру зарплат работников.