Услуги большого города

сервис

Один из главных трендов жизни в современном городе — переход от покупки товаров к приобретению услуг. Новые потребительские привычки горожан стали возможны благодаря развитию городской инфраструктуры, на базе которой могут предоставлять свои услуги такие сервисы, как каршеринг, доставка еды или телемедицина.

В современном мегаполисе все больше жителей потребляют не товары, а услуги — в сфере транспорта, здравоохранения, образования. Все больше сфер «упаковывается» в услуги, доступные разным группам горожан-потребителей в удобном и подходящем именно для них формате. Развитие концепции Сity-as-a Service невозможно без плотного сотрудничества города и бизнеса. В то время, как компании предлагают множество разнообразных цифровых и технологических продуктов, за городом остается открытие доступа к данным и сервисам, создание инфраструктуры и правил взаимодействия внутри нее.

«Мы видим этот процесс на примере программы благоустройства "Моя улица", запущенной мэром Москвы Сергеем Собяниным. Благодаря ей изменились улицы и магистрали города, по ним стало легче передвигаться, и это повлекло за собой бурный рост сервисов такси, на расширенных тротуарах стал развиваться транспорт "последней мили" — электросамокаты, скутеры, "забегали" сервисы по доставке еды»,— говорит Елена Новикова, руководитель направления по взаимодействию с бизнесом департамента информационных технологий Москвы. По ее словам, развитие в Москве каршеринга, когда стартапы включают в систему общественного транспорта города и предоставляют их автопарку бесплатные места на городских парковках,— хороший пример того, как должно строиться взаимодействие города и бизнесов в сфере услуг.

Стирание границ между государственными и коммерческими приложениями — важная тенденция, продолжает заместитель руководителя департамента информационных технологий Москвы Алексей Чукарин. «Экономика совместного потребления — это тот случай, когда пользователю становится все равно, в какой точке получать привычный ему набор сервисов, будь то банк, мобильный оператор или госпортал. Чтобы был реализован непрерывный цикл облуживания горожан, мы открываем интерфейсы городских сервисов для бизнеса и встраиваем их сервисы в собственные витрины»,— поясняет он.

Сейчас в столице активно развивается отрасль сервисов каршеринга: в ней занято более 15 операторов. По данным портала mos.ru, в системе краткосрочной аренды автомобилей уже зарегистрировались более 1 млн пользователей, которые в прошлом году совершили 5,6 млн поездок. В московской мэрии емкость этого рынка оценивают в 10–15 тыс. машин — Москва обошла по этому показателю все европейские города. В перспективе московская мэрия планирует предложить сдавать свои автомобили и самим жителям.

Активную фазу роста переживает сейчас и рынок московского такси. Доля легально работающих такси на нем занимает 90%, что составляет 50 тыс. таксистов. Согласно данным прошлого года, чаще всего пользователи в качестве агрегатора такси выбирали «Яндекс.Такси» — его доля составляет 66%, говорится в отчете «Вымпелкома». Второе место занимает сервис «Ситимобил» (принадлежит «Мегафону» и Mail.Ru Group) — 13%, а замыкает тройку Rutaxi (входит в группу «Везет») — 11,5% доли рынка. В пятерку также вошли Gett (3,6%) и Uber (0,7%). На остальные сервисы приходится 5,4%.

В перспективе Москву ожидают и полностью автоматизированные автомобили: одну из таких машин продемонстрировал недавно «Яндекс». Пока она будет работать на территории инновационного центра «Сколково» как такси.

Еще одно активное направление среди городских сервисов — это фудтех, который сейчас привлекает огромную аудиторию среди горожан, отметил Андрей Лукашевич, руководитель фудтех-проектов в Mail.ru, генеральный директор группы компаний «Везёт». «Сейчас во всем мире происходит интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. К миру фудтеха относятся сервисы доставки из ресторанов, заказа продуктовых конструкторов, заказов на вынос (take away), заказа столиков онлайн. Благодаря интеграции в жизнь мобильных телефонов, электронных систем оплаты и приложений для смартфонов даже такие рутинные процедуры, как оплата проезда в общественном транспорте, покупка билетов на самолет, заказ такси и совершение покупок, решаются одним нажатием кнопки смартфона. С едой - то же самое»,— отмечает он. По его словам, на рынке доставки еды в ближайшие годы случится та же революция, которая произошла на рынке такси благодаря развитию технологий. «Появилась альтернатива: не нужно идти в магазин, нести тяжелые сумки, стоять у плиты — еда сама к вам приедет. Уверен, мы станем реже ходить за продуктами в магазин, а привычка заказывать еду из "случайности" или "целого события" превратится в образ жизни современного горожанина»,— поясняет он. Российский фудтех активно развивается с 2014 года и растет на 20–30% в год: все больше людей готовы платить за экономию времени, которую дают новые технологии. Согласно Target Global, сейчас объем рынка фудтеха в РФ составляет около $1,4 млрд.

Услуги «умной» медицины — следующая по популярности сфера сервисов в городском пространстве. По итогам 2018 года рынок телемедицины принесет около 3 млрд руб. (против 1 млрд руб. в 2017 году). Такой рост стал возможен благодаря тому, что с 2017 года вступил в силу закон о телемедицине. Теперь пациенты могут получать медицинскую помощь удаленно: связываться с лечащим врачом по телефону или через интернет. По данным EY, 40% жителей городов отметили повышение требований к качеству и стандартам оказания медицинской помощи — в этом может помочь именно ее цифровизация. Это направление также может стать примером интеграции городской инфраструктуры и частных услуг — так, сейчас, чтобы полноценно работать на рынке телемедицинских услуг, сервисам нужно интегрироваться с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, а также идентифицировать пациентов через ЕСИА.

По словам Алексея Чукарина, городу необходимо предоставлять стартапам как инфраструктуру, так и правовую среду, в которой они могли бы расти и развиваться. Один из способов это сделать — создавать правовые «песочницы» (от англ. «regulatory sandbox»), специальные условия работы, при которых компании смогут протестировать новые инновационные технологии и услуги в ограниченной среде, не рискуя нарушить действующее законодательство. При этом регулятор вместе с участниками эксперимента мог бы изучать, как работает новая технология, нужно или не нужно менять регулирование, и только по результатам «пилота» принимать решение. Что касается инфраструктуры, то, по словам господина Чукарина, одной из главных предпосылок развития высокотехнологичной сферы услуг является стабильная связь и интернет.

Анастасия Мануйлова

Вся лента