Найти, развить и удержать

кадры

Битва за таланты становится все острее, и развитие технологий, в том числе роботизации, отнюдь не решает эту проблему. Чтобы покрыть дефицит в кадрах, недостаточно заниматься лишь образованием, важно заинтересовать выпускников возможностями для дальнейшей самореализации. Ключевыми условиями для этого являются наличие компаний с глобальными перспективами и удобная среда для их работы.

Нехватка талантов является сегодня ключевой проблемой во всем мире, говорят эксперты. По их словам, раньше HR-специалисты только проводили интервью и высчитывали зарплаты, но не занимались развитием человеческого капитала. Однако сейчас времена изменились, и если компании нужны люди с высоким уровнем квалификации, то для них должны быть созданы соответствующие условия, иначе талантам станет скучно.

В то же время эксперты отметили, что в мире снижается роль прежних однозначных лидеров по концентрации человеческого капитала, таких как Пало-Альто в Калифорнии. Там уже намечается отток людей: в городе очень мало жилья, все товары и услуги дорогие. Поэтому сейчас идет релокация в другие хабы.

Среди альтернативных современных центров притяжения кадров эксперты называют Москву, уже занимающую в рейтинге крупнейших городов Европы вторую строчку по развитию человеческого капитала.

Деньги не главное

Глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева отмечает, что наличие необходимых кадров является самым важным условием роста экономики. «Это не столько вопрос финансовых ресурсов — необходимо говорить о создании инфраструктуры для поддержки талантливых людей и возможностей их самореализации»,— отметила госпожа Чупшева.

По ее словам, ключевым для удержания наиболее перспективных талантов является институт наставничества, чтобы выпускники понимали, куда двигаться дальше, как развиваться внутри страны. Сейчас в регионах уже запущено 89 кванториумов, действует и инициатива, в рамках которой команды в возрасте от 14 до 17 лет имеют возможность доступа к лучшим курсам по развитию «мягких» и технических компетенций. К инициативе уже привлечено более 160 компаний, в том числе крупных технологических предпринимателей, сообщила Светлана Чупшева. Еще одним направлением развития талантов является движение WorldSkills, которое создает воронку для чемпионов в сфере профессиональной подготовки. «Деньги сегодня абсолютно не главное для людей, которые хотят быть причастными к решению больших задач»,— заключила глава агентства.

Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая рассказала, что скорость изменений на рынке труда стала настолько высокой, что город не успевает реализовывать запросы бизнеса на подготовку кадров с нуля. Поэтому более логичным решением стало развитие системы дополнительного образования и профориентации, что позволит сгладить разрыв между потребностями бизнеса и возможностями образовательных учреждений.

На ВДНХ был запущен проект «Техноград», где ведется подготовка по 47 специальностям. Большое внимание власти города уделяют и развитию предпринимательских навыков.

Бесценные кадры

Сейчас в ИТ-индустрии в России работают от 1 млн до 2 млн человек, а нехватка кадров в отрасли оценивается в 200–900 тыс. человек (учитываются не только программисты, но и дизайнеры, технические писатели, маркетологи). При этом вузы и техникумы ежегодно выпускают только 82 тыс. человек. Из этого следует, что нужно в два с половиной раза увеличить набор и выпуск по ИТ-специальностям ежегодно.

«Основная мотивация работать в ИТ-компании заключается в возможности решать интересные большие задачи и расти по карьерной лестнице, но из России вырастить компанию мирового технического лидера непросто: зачастую, когда вы пытаетесь делать глобальную компанию, то просто не можете найти подходящих людей»,— посетовал директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов. К тому же, по его словам, у нас фактически отсутствует индустрия, позволяющая допитать любую идею кадрами и возможностями, чтобы идея могла стать большой. Последние два с половиной года число обращающихся в фонд стартапов стабилизировалось на уровне около 7 тыс. в год и больше не растет. Чтобы кратно увеличить число специалистов, в фонде инициировали создание Ассоциации по развитию человеческого капитала. Предполагается, что она займется разработкой стандарта «дорожной карты» по непрерывному образованию, а также индекса достаточности человеческого капитала.

Генеральный директор компании «Моторика» Илья Чех о подготовке и привлечении кадров в стартап на стыке медицины и робототехники

Найти подходящих нам талантливых специалистов сегодня действительно большая проблема. Мы начинаем выращивать для себя сотрудников уже со школьной скамьи: работаем с детьми, студентами, проводим свой собственный конкурс технических разработок. Если у команды есть разработка, которая нам интересна для внедрения, то мы ее финансируем. Также приглашаем студентов к нам на летние стажировки. Запускаем и отдельное направление по работе с университетами. У нас есть ряд научных проектов, связанных с вживляемыми технологиями, технологиями распознавания жестов, управления протезами, тем, как работают нейростимуляторы и инвазивные технологии. Мы будем давать студентам задачи по решению каких-либо конкретных проблем и если их решение окажется применимым на производстве, то дальше будем приглашать к нам на работу. Подготовка кадров — это, конечно, очень длительный процесс, особенно если нужны высокоуровневые профессионалы на ведущие позиции. Сейчас поиск таких людей может длиться и более полугода.

Смотреть

Культура внутри

«Человеческий капитал — это самый недооцененный ресурс российских корпораций,— полагает директор и глава практики по организационному развитию и талантам BCG Алекс Шудей. — 68% бизнесов считают, что им не хватает талантов, при этом  нередко возникает конфликт: если нанять молодых и амбициозных, то они захотят экспериментировать и будут ориентированы на результат в более отдаленной перспективе, тогда как консервативное руководство будет избегать риска и требовать быстрой амортизации капвложений», — отмечает эксперт.

Среди компаний победителями в битве за таланты станут в первую очередь те, которые смогут выстроить правильную организационную культуру. Молодые люди сейчас все чаще опираются на отзывы своих знакомых о работе в той или иной компании, поэтому обычные средства маркетинга уже не так эффективны. Помимо этого крайне важным условием привлечения талантов является поддержка главы компании. На Западе уже появилось понятие «босс-партнер» — это человек, который является ментором и коучем, помогающим сотруднику развивать свои навыки. Сотрудник, в свою очередь, сильнее вовлекается в решение задач компании, и, таким образом, оба помогают друг другу достичь своих целей.

Также важным является предоставление сотрудникам возможности работать над амбициозными задачами. Для сотрудников же помимо непосредственного содержания их должностных обязанностей важно и окружение, причем не только рабочее. Наконец, важнейшим компонентом является способность руководства компании убедить персонал, что изменения не несут в себе только негативные последствия, а позволяют развиваться. Пока этим занимается лишь незначительная часть корпораций.

Ксения Ильинская

Вся лента