Ложный диалог
Россия и США потеряли год
В прошедшем году в Хельсинки состоялся первый за четыре года полноформатный российско-американский саммит, вселивший надежду на постепенную нормализацию отношений между двумя странами. Однако вместо этого произошло резкое усиление американского санкционного давления на Россию. Вашингтон отменил встречу президентов Владимира Путина и Дональда Трампа, которая должна была состояться в ноябре на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе. А вскоре США выдвинули России 60-дневный ультиматум по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, обвинив Москву в его нарушении. Перспективы нормализации российско-американских отношений в 2019 году стали еще более неопределенными, чем были годом ранее.
Уходящий год был отмечен возобновившимися усилиями по перезапуску российско-американского диалога, который был прерван на финальном этапе правления президента Барака Обамы и так и не возобновился в первый год правления Дональда Трампа.
Обнародование в конце 2017 года, уже при президенте Трампе, новой стратегии национальной безопасности США, в которой Россия была названа одной из главных угроз Америке, казалось, не оставляло сторонникам нормализации отношений двух стран никаких шансов. Наиболее ярким примером утраты четкой повестки и полной разбалансированности механизма двустороннего взаимодействия к концу прошлого года стала вымученная встреча президентов США и России на ноябрьском саммите АТЭС в Дананге, когда Владимир Путин и Дональд Трамп пообщались лишь «на ногах».
В первые месяцы 2018 года российско-американские отношения продолжали накапливать негативную энергию.
«Дело Скрипаля» и химическая атака в сирийском городе Дума, ответом на которую стали авиаудары США и их союзников по сирийской территории с риском попасть по российским военным, на фоне продолжающейся войны санкций и взаимной высылки дипломатов порождали самые мрачные прогнозы.
Однако уже в апреле появились первые признаки того, что, несмотря на продолжающийся обвал двусторонних отношений, президент Трамп по-прежнему не отказывается от своих предвыборных обещаний приложить усилия для их нормализации.
В Белом доме дали понять, что не спешат с введением новой порции санкций, намекнув, что многое будет зависеть от действий Москвы. Курирующий в администрации Трампа отношения с Россией советник по национальной безопасности Джон Болтон неожиданно встретился с российским послом в Вашингтоне Анатолием Антоновым, признанным специалистом по контролю над вооружениями, который возглавлял российскую делегацию на переговорах по новому договору по СНВ.
Примечательно, что незадолго до встречи Джона Болтона и Анатолия Антонова Дональд Трамп позвонил Владимиру Путину и поздравил его с победой на мартовских президентских выборах.
После этого в обеих столицах заговорили о возможности первой личной встречи президентов двух стран, на которую за несколько недель до своей поездки в Брюссель на июльский саммит НАТО намекнул сам Дональд Трамп. В качестве возможного места такой встречи стали называть одну из «нейтральных европейских столиц» — Вену или Хельсинки.
Рассуждая о важности такой встречи, сторонники новой перезагрузки делали упор на том, что личное общение двух президентов, если оно все-таки состоится, создаст новый, более благоприятный климат в отношениях Москвы и Вашингтона. Опрошенные “Ъ” дипломаты и эксперты предупреждали, что отсутствие переговоров на высшем уровне по Сирии, взаимодействию в военной сфере и другим ключевым проблемам безопасности становится просто опасным.
Готовить первый российско-американский саммит с участием 45-го президента США в конце июня в Москву прилетел Джон Болтон. Местом проведения встречи в итоге был назван Хельсинки. «Ваш приезд в Москву вселяет в нас надежду на то, что мы можем сделать хотя бы первые шаги к восстановлению полноформатных отношений между нашими государствами.
Россия никогда не стремилась к конфронтации»,— заявил, общаясь с Джоном Болтоном, Владимир Путин.
Выразив мнение, что «российско-американские отношения находятся не в самой лучшей форме», он дал понять, что нынешняя неблагополучная ситуация — «это в значительной степени результат острой внутриполитической борьбы в самих Соединенных Штатах».
По итогам первой встречи Владимира Путина и Дональда Трампа, состоявшейся 16 июля, так и не было принято совместного заявления. Тем не менее президенты двух стран дали совместную пресс-конференцию, подтвердив, что, несмотря на разногласия по Ирану, вопросам стратегической безопасности и проекту газопровода «Северный поток-2», по некоторым из вопросов сближение позиций США и России и их ограниченное взаимодействие все же возможны.
«Наши военные ладят. Возможно, они ладят лучше, чем наши лидеры в политике»,— заявил Дональд Трамп о взаимодействии с Москвой по сирийскому вопросу.
Самым неожиданным на пресс-конференции в Хельсинки, впрочем, стало заявление господина Трампа о том, что, оказывается, он сомневается в выводах американских спецслужб относительно предполагаемого российского вмешательства в президентские выборы 2016 года. Более того, Дональд Трамп позитивно отреагировал на предложение Владимира Путина для снятия всех вопросов относительно российского следа провести совместную работу в соответствии с двусторонним Договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанным на излете ельцинской эпохи, в 1999 году.
Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией
Совместная пресс-конференция лидеров США и России и их попытка публично продемонстрировать готовность искать пути сближения позиций двух стран стала, наверное, высшей точкой российско-американского диалога в уходящем году. После встречи в Хельсинки маятник двусторонних отношений качнулся в противоположную сторону: в Белом доме бросились спешно отыгрывать ситуацию назад.
Как прошла встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки
Заявления Дональда Трампа, сделанные им в Хельсинки, вызвали в Вашингтоне политическую бурю. Через считаные дни после возвращения президента США домой оппоненты Дональда Трампа обвинили его в излишней уступчивости Владимиру Путину и чуть ли не в предательстве национальных интересов. Лидер демократического меньшинства в Сенате Чак Шумер назвал итоги саммита в Хельсинки «оскорблением всех американцев: демократов, республиканцев, независимых», потребовав ужесточить санкции. В качестве конкретного шага противники президента предложили лишить Белый дом возможности обходить принятый в 2017 году обеими палатами Конгресса закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), обязывающий власти Соединенных Штатов вводить санкции в отношении стран, закупающих российское оружие.
Во втором полугодии возросшая активность противников нормализации отношений с Россией, призывающих использовать инструмент CAATSA, стала серьезным испытанием для военно-технического сотрудничества Москвы с ее ведущими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Китаем, Индией, Индонезией.
Уже под занавес года появилось впечатление, что Москва и Вашингтон попытаются воспользоваться еще одним шансом, чтобы переломить ситуацию. Таким шансом должна была стать еще одна личная встреча двух лидеров, планировавшаяся на «полях» саммита G20 в Буэнос-Айресе (31 ноября — 1 декабря). «Думаю, президенты будут обсуждать все вопросы, которые есть в сфере безопасности, контроля над вооружениями, в региональной сфере, включая Ближний Восток»,— заявил Джон Болтон. Владимир Путин подтвердил: «Мы к этому готовы и хотим этого». Однако менее чем за двое суток до уже анонсированной встречи Дональд Трамп неожиданно сообщил, что общаться с Владимиром Путиным в Буэнос-Айресе не будет, сославшись на российско-украинский инцидент в Керченском проливе. Таким образом, на саммите G20 произошло примерно то же, что и на саммите АТЭС в Дананге, где полноценная встреча в последний момент сорвалась.
На финише года противники нормализации отношений с Москвой развернули наступление по всем фронтам. Так, США выдвинули России 60-дневный ультиматум, грозя выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, если Москва не вернется к его выполнению. Кроме того, Вашингтон потребовал от европейских союзников отказаться от участия в проекте газопровода «Северный поток-2», строительство которого должно быть завершено в будущем году.
История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
При этом в Вашингтоне сообщили о возможности введения новых санкций против России из-за инцидента в Керченском проливе, призвав европейских союзников присоединиться к политике давления на Москву.
Таким образом, российско-американские отношения деградировали даже по сравнению с уровнем, на котором они находились в конце 2017 года. Предпринятые попытки диалога оказались фальстартом: минувший год стал для Москвы и Вашингтона еще одним годом упущенных возможностей и продолжающегося взаимного разочарования.