Регионального оператора просят объясниться
УФАС возбудило дело о защите конкуренции
УФАС России по Удмуртии считает что регоператор необоснованно разделил районы республики на четыре крупных лота для определения подрядчиков. Из-за этого небольшие компании не смогли заявиться на конкурс. Представители оператора обосновали принцип формирования лотов закрытием трех полигонов и, как следствие, увеличением расстояния, которое пройдут мусоровозы, прежде чем доставят мусор на ближайший полигон. Эксперты считают, что в данном случае регоператор принял наиболее оптимальное решение, поскольку должен был создать работающую систему по вывозу отходов уже с января 2019 года.
УФАС России по Удмуртии считает, что региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Спецавтохозяйство» нарушил закон о защите конкуренции при формировании лотов для определения подрядчиков по вывозу отходов. Поводом для расследования УФАС стало заявление координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Удмуртии Евгения Сомова и общественной организации «Стоп-картель». Они считают, что оператор необоснованно разделил районы Удмуртии на четыре лота. Первый — Глазов, второй — Воткинск, Воткинский район, Шарканский район и Як-Бодьинский район, третий — Камбарка и Камбарский район, четвертый — все остальные города и районы Удмуртии. По словам господина Сомова, последняя закупка укрупнена до 2 млрд руб. Это ограничивает конкуренцию среди операторов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), которые есть в каждом районе республики. Он указал, что в приложении к аукционной документации отсутствовала территориальная схема размещения отходов, что является нарушением. «В постановлении Правительства России говорится, все закупки свыше 1 млрд руб. должны проходить общественные обсуждения. Но этого не было сделано»,— подчеркнул господин Сомов.
С 1 января 2019 года в Удмуртии заработает новая схема по обращению с отходами. Региональным оператором стало ООО «Спецавтохозяйство», подписавшее контракты с четырьмя компаниями, которые с 1 января 2019 года начнут вывозить мусор. 20 декабря был утвержден тариф по вывозу ТКО в размере 98,48 руб. в месяц с одного прописанного жильца в многоквартирном доме и 95,2 руб. с человека для частных домовладений.
Директор регионального оператора Иван Марин заявил, что, согласно закону, число лотов должно быть не менее трех. По его словам, при формировании лотов регоператор исходил из объема транспортной работы, которую необходимо будет выполнить перевозчику отходов. «Все наши лоты сформированы так, что движение потоков осуществляется только на полигоны, включенные в государственный реестр отходов. Я отмечу, что три полигона — в Сарапуле, Воткинске и Глазове с 1 января 2019 года закрываются, и объем транспортной работы в будущем году увеличивается по сравнению с текущим периодом»,— комментирует господин Маринин. Если раньше перевозчики из Воткинска возили мусор в пригород, то после его закрытия отходы города повезут в Ижевск.
По словам юриста предприятия Елены Носковой, прежде чем приступить к торгам, регоператор обратился в муниципальные образования и районы и узнал стоимость услуг местных перевозчиков. С учетом того, что перевозить отходы они могли бы только на полигоны, закрепленные в территориальной схеме, могли бы начаться проблемы. «Формируя заявку по каждому отдельному муниципальному образованию мы бы столкнулись с ситуацией, когда по одним МО наша цена оказалась бы ниже себестоимости оказываемых услуг муниципальных перевозчиков, и торги бы не состоялись. В других образованиях цена была бы, наоборот, выше. Поэтому с точки зрения проведения данных аукционов мы пришли к сбалансированной цене, иначе торги могли не состояться, потому что перевозчик муниципального образования не смог бы по текущим ценам оказывать услуги, а большие перевозчики не стали бы туда заходить, потому что им это не выгодно»,— сообщила госпожа Носкова. Сейчас, по ее словам, цены транспортировки по одному аукциону имеют незначительное отличие порядка 5%.
В минстрое Удмуртии заявили, что проверка лотов с точки зрения антимонопольного законодательства не входит в полномочия ведомства. «Мы со своей стороны согласовали законность проведения торгов. Все предусмотренное законодательством в конкурсной документации есть»,— начальник административно-правового управления министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии Светлана Перескокова. УФАС, выслушав доводы сторон, отложил рассмотрение дела на 20 февраля 2019 года.
Активист движения «Зеленый паровоз» Андрей Безухов считает, что нарушений со стороны ООО «Спецавтохозяйство» допущено не было. «В первую очередь у регоператора была задача наладить единую систему на всю республику, чтобы не было "разброда и шатания" в районах и муниципалитетах, особенно, в отдаленныхдеревнях, которые могли бы заявить, что будут вывозить отходы самостоятельно. Но куда именно — неизвестно. Текущая система оптимальна, поскольку открыта и прозрачна.Более мелких подрядчиков можно брать на субподряд, что и планируется. Это позволит именно с 1 января начать работать по всем правилам и законам»,— сообщил господин Безухов. Член коллегии адвокатов Ижевска Сергей Ефимов, также не видит проблемы в четырех лотах, поскольку регоператор действует согласно законодательству.