Владимир Путин ждет Александра Лукашенко на серьезный договор
Президенты России и Белоруссии обсудят «глубокую интеграцию» двух стран
Президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудят во вторник, 25 декабря, в Москве все проблемные вопросы — от цены на газ и последствий для Минска налогового маневра в нефтяной отрасли, до более тесной интеграции в рамках договора о создании Союзного государства. Господин Лукашенко анонсировал «непростые» переговоры и дал понять, что суверенитетом не поступится. У российской стороны настрой жесткий: собеседники “Ъ” в правительстве расценивают позицию Белоруссии как «иждивенческую».
Партнер вместо брата
Дата встречи была согласована 14 декабря. В этот день Александр Лукашенко пообщался с российскими журналистами в Минске и много времени уделил отношениям с РФ. Он критиковал налоговый маневр в российской нефтяной отрасли, из-за которого, по его словам, Белоруссия потеряет миллиарды долларов, а также довольно резко прокомментировал заявление премьера РФ Дмитрия Медведева о готовности Москвы к продвинутой форме интеграции двух стран в рамках договора 1999 года о создании Союзного государства.
«Я умею читать между строк. Я понимаю все намеки. Нужно просто сказать: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России»,— сказал тогда Александр Лукашенко.
Он сообщил, что Кремль предложил ему провести переговоры на высшем уровне 25 декабря и в связи с этим анонсировал «новые информационные поводы».
В понедельник белорусский лидер собрал своих министров на совещание «по актуальным вопросам сотрудничества с Россией» и снова прошелся по всем болевым точкам. На встрече стало ясно, насколько высока температура в российско-белорусских отношениях. Во вступительном слове господин Лукашенко назвал Россию «ключевым внешним партнером», пояснив при этом, почему он не стал использовать привычную формулировку «братское государство»: «Как меня информируют, в России это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Что же, будем партнерами».
Затем Александр Лукашенко заявил, что еще в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге договорился с Владимиром Путиным урегулировать проблемы в нефтегазовой сфере. «В середине этого года мы должны были начать и закончить к концу года вопросы по ценам на газ, решить нефтяные вопросы в связи с налоговым маневром в России. Однако на все наши предложения Россия не пошла, и эти сроки фактически сорваны. И наша часть делегации на переговорах, и российская должны будут ответить на вопрос, почему принятое президентами решение не было исполнено»,— сообщил президент Белоруссии.
Переговоры с господином Путиным он заранее назвал «непростыми», подчеркнув, что интеграционные вопросы следует решать «непреклонно уважая суверенитет двух стран и особенно выбор народов — россиян и белорусов».
Пальцы вектором
О суверенитете много говорил на днях и глава белорусского МИДа Владимир Макей. «Об этом суверенитете мы мечтали на протяжении многих веков и должны дальше работать над укреплением независимости и территориальной целостности государства. Укрепление независимости и территориальной целостности являются сегодня одним из основных, основополагающих вопросов, и об этом мы должны думать денно и нощно»,— сказал он 20 декабря.
На вопрос о том, не планирует ли Минск корректировать внешнеполитический курс, министр ответил так, чтобы не было сомнений в праве Белоруссии развивать отношения с тем, с кем она сочтет нужным.
Сообщив, что курс задан президентом Лукашенко, Владимир Макей отчеканил: «Это многовекторная внешняя политика со всеми нюансами, и мы намерены следовать этим установкам».
Нюансы, о которых упомянул министр, возникают всякий раз, когда в российско-белорусских отношениях начинаются трения. В такие моменты Минск ясно дает понять, что сосед на Востоке — не единственный, с кем можно дружить. Так случилось и на этот раз.
В начале декабря Александр Лукашенко принял немецкого посла в Белоруссии Петера Деттмара. Состоявшийся разговор нечасто можно наблюдать между президентом страны и главой дипмиссии. «Я не хочу ничего здесь скрывать, несмотря на то что в очередной раз могу подвергнуться критике со стороны известных сил и писак. Германия нас очень интересует в связи с тем, что, во-первых, немцы нас понимают, воспринимают. Во-вторых, это высокотехнологичная, мощная страна, и мы заинтересованы в инвестициях и технологиях»,— сказал послу господин Лукашенко. И интригующе обронил: «У нас существует ряд других интересов, о которых я готов с вами поговорить». При этом он обозначил намерение учитывать пожелания немецкой стороны: «Ожидаю полной ясности: чего бы Германия хотела от Беларуси, что не нравится в Беларуси?»
В отношениях с Москвой белорусский лидер подобной готовности в последнее время публично не проявлял.
Конфликтный субъект
Повышенное внимание как своему суверенитету, так и соседям с Запада Минск начал уделять по мере того, как Москва стала все чаще ставить на переговорах вопрос о дальнейшем исполнении союзного договора. Документ среди прочего предусматривает создание единого эмиссионного центра, общей таможенной службы, суда, счетной палаты.
Собеседники в белорусских госструктурах говорили “Ъ”, что на переговорах по нефтегазовым вопросам Минску чуть ли не открытым текстом говорили: хотите льгот — входите в состав РФ на правах субъекта. По их словам, именно этим объясняются последние громкие заявления Александра Лукашенко об отношениях с Москвой.
В МИД РФ заверили “Ъ”, что такого ультиматума не было. «Никто никого никуда не загоняет»,— сказал дипломатический источник “Ъ”. В то же время он отметил, что у Москвы «есть планы продвинуться по союзному договору, и планы серьезные». Начать же следует с инвентаризации того, какие из договоренностей были выполнены, а какие нет, пояснил дипломат.
Тем не менее нынешняя переговорная позиция Москвы выглядит довольно жестко.
В ответ на заявления Минска о том, что Белоруссия должна получить от России компенсацию за ущерб от налогового маневра, первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов 14 декабря заявил, что этого никто не обещал.
По словам российского чиновника, близкого к переговорам РФ и Белоруссии, у сторон в этом вопросе даже терминологические разногласия. «Мы это компенсацией называть не собираемся. Если и будет что-то (предоставлено Белоруссии.— “Ъ”), то в рамках поддержки в условиях непростой ситуации»,— отметил он в разговоре с “Ъ”, подчеркнув, что в повестку переговоров господ Путина и Лукашенко будут вынесены все сложные вопросы.
Высокопоставленный собеседник в правительстве России в разговоре с “Ъ” так сформулировал ответ на вопрос, что не устраивает Москву в политике Минска:
«Лукашенко хочет подходить к союзному договору выборочно. И по сути, продолжать иждивенческую модель поведения, не неся никаких социальных и политических издержек, которые при более глубокой интеграции объективно неизбежны».
По его словам, после встречи первых лиц станет ясно, насколько жестко РФ намерена обуславливать предоставление Белоруссии льгот по нефти и газу ускорением интеграции двух стран.