Школьников поставят в партер
Обязательный урок самбо введут во всех кубанских школах до 2020 года
До 2020 года самбо станет обязательной дисциплиной в кубанских школах, такое решение принято на уровне руководства региона. Обучаться приемам борьбы будут девочки и мальчики со второго по 11-й классы. Эксперты считают, что подготовить полноценного преподавателя борьбы из большинства учителей физической культуры очень проблематично. Кроме того, школы могут столкнуться и с другими проблемами организационного характера.
До 2020 года в Краснодарском крае все школы введут обязательный урок самбо, сообщил губернатор региона Вениамин Кондратьев. «Это наш, российский вид спорта. Россия не собирается ни на кого наступать, но мы должны уметь дать достойный отпор. Нужно переобучить учителей физкультуры этим основам, сейчас это самое главное»,— считает господин Кондратьев.
Как пояснили в краевом министерстве физической культуры и спорта, с 2015 года Краснодарский край стал пилотным российским регионом, где школьников начали учить азам борьбы самбо в рамках всероссийского проекта «Самбо в школах». В текущем учебном году в 146 учебных общеобразовательных учреждениях Кубани эта дисциплина стала обязательной в рамках курса физкультуры.
По программе повышения квалификации переподготовку прошли 152 учителя физической культуры. В следующем году планируется ввести самбо обязательным предметом в 300 школах.
Проект «Самбо в школы» является всероссийским, в начале 2010-х годов он реализовывался в московских школах. В пилотные регионы кроме Кубани вошли Республика Карелия и Приморский край. Согласно разработанной методической программе, опубликованной на сайте Федерации самбо, занятия в рамках проекта проводятся со второго по 11-й классы. Детей научат различным броскам, болевым приемам, самозащите при захвате. «В случае если эксперимент по внедрению самбо в школьную программу будет признан успешным, в будущем у российских школьников самбо будет третьим уроком физкультуры»,— отмечено на сайте федерации.
«Программа "Самбо в школах" подразумевает обучению азам этой борьбы. Большое значение уделяется общей физической подготовке, безопасности, в частности, при падениях, изучаются простейшие приемы самообороны. Никаких особых требований к форме не предъявляются, занятия проводятся в обычной спортивной одежде»,— рассказал “Ъ-Кубань” первый замминистра спорта Краснодарского края Сергей Мясищев.
Эксперты считают, что кубанские педагоги столкнутся с проблемами этического и организационного характера.
«Учителей физкультуры, которые выпускались из физкультурных вузов по другим специализациям, обучить самбо будет сложно.
Министерство образования может взять специалистов, которые работают с детьми в этом виде спорта, на работу в школы по совместительству, но таких запросов мы не видим»,— говорит руководитель центра олимпийской подготовки по борьбе дзюдо и самбо Лабинского района Рамазан Нагоев. При этом, по его словам, самбо на Кубани — один из опорных видов спорта, и проблем с кадровым обеспечением здесь точно нет.
Другая проблема заключается в том, что проводить занятия по самбо и другим видам спорта в одном спортзале проблематично, отмечает собеседник “Ъ-Кубань”. «Не все общеобразовательные учреждения могут позволить себе постелить ковры. То есть их-то постелят, но как тогда проводить занятия по другим видам спорта? Ведь спортзал в школе, как правило, один. Бегать по коврам, играть на них в футбол нельзя, они в таком случае быстро придут в негодность. А каждый раз стелить ковры, а потом убирать их сложно»,— отметил господин Нагоев. Он считает, что занятия следует проводить в специализированных спортшколах.
«В качестве регионального образовательного компонента такие занятия могут быть включены в общеобразовательную программу для школ, если соответствующее решение принято на уровне местной законодательной власти,— считает партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.—
Технически никакой проблемы в этом нет, шахматы, которые скоро могут быть введены в качестве федерального образовательного компонента, в ряде регионов уже давно изучаются школьниками в рамках школьной программы».
Первый зампред Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ Олег Смолин отмечает, что, поскольку видов спорта существует достаточно много, правильнее было бы предоставить детям выбор, пусть и с соответствующими рекомендациями. Господин Смолин также усомнился в том, что все без исключения школьники готовы будут выйти на ковер по состоянию своего здоровья.