На АСОПом положении
Нижегородская область переходит на безналичную оплату проезда в общественном транспорте
С 1 января во всех районах Нижегородской области на общественном транспорте вводится автоматизированная система оплаты проезда (АСОП). К апрелю областной минтранс планирует полностью исключить оборот наличных средств, чтобы сделать прозрачной выручку муниципальных транспортных предприятий и начать избавлять их от убытков. Перевозчикам, отказавшимся заключить договоры с оператором, грозят лишением лицензии. Единственным оператором системы АСОП пока станет ООО “Ситикард”, также к региону присматриваются московские и белгородские инвесторы.
Правительство Нижегородской области с 1 января переводит регион на безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте, рассказал министр транспорта Вадим Власов на пресс-конференции. По его словам, вступают в силу поправки к закону “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…”, принятые региональным парламентом. Изменения обязывают муниципальных и частных перевозчиков во всех районах внедрить автоматизированную систему оплаты проезда (АСОП) на городских и междугородных маршрутах и минимизировать хождение наличных денег. Полный переход на безналичную оплату по унифицированным транспортным картам, которые будут работать через единый расчетный центр, должен произойти в апреле, не успевших войти в нее перевозчиков будут лишать лицензии.
К переходу на АСОП из 52 районов Нижегородской области пока полностью готовы только четыре муниципалитета, которые стали пилотными в этом проекте. Это Бор, Саров, Арзамас и Нижний Новгород (в областном центре система внедрялась с 2014 года). Подготовка остальных городов и районов должна завершиться до конца декабря. Сейчас специалисты оператора системы ООО “Ситикард” завершают подготовку персонала транспортных предприятий и кондукторов по работе с оборудованием. Как рассказал гендиректор “Ситикард” Юрий Рябиков, они купили более 3 тыс. портативных терминалов оплаты (треть из них предназначена для частных перевозчиков в Нижнем Новгороде) и тысячу терминалов пополнения баланса транспортных карт для всех районов области. “У нас порядка 140 частных предприятий, внесенных в реестр перевозчиков. На данный момент в области заключено около 110 договоров. Оставшиеся 30 перевозчиков пока “в пути” ”, — сообщил господин Рябиков. Что касается муниципальных перевозчиков, договоры с “Ситикардом” до конца года должны заключить все 62 автопредприятия.
В минтрасе не ждут, что граждане быстро начнут приобретать транспортные карты. Особенно это касается пассажиров-льготников: оперативному оформлению именных электронных проездных несколько препятствует закон о персональных данных, предусматривающий согласие человека на использование его личных данных. “Поэтому мы оставили возможность переходного периода с учетом того, что не все жители успеют дойти до пунктов выдачи и не станут торопиться в праздники. Хождение отрывных талонов предлагается завершить до 1 февраля”, — пояснил министр Вадим Власов. По его словам, после внедрения АСОП система позволит отследить денежный поток и сопоставить его с числом пассажиров, сделав выручку перевозчиков прозрачной и позволив правильно распределять бюджетные компенсации выпадающих доходов. Сегодня в Нижегородской области почти все муниципальные предприятия являются убыточными, некоторые из них в предбанкротном состоянии.
По словам Юрия Рябикова, на практике некоторые кондукторы стали пытаться обманывать АСОП. Они либо делают вид, что валидаторы не работают, либо заклеивают датчик чековой ленты устройства, блокируя его работу. Однако система видит подобные попытки и пресекает их. Тем не менее в “Ситикард” полагают, что в подобных случаях помогать должны сами пассажиры своими жалобами на недобросовестных кондукторов. Добавим, что ранее депутаты нижегородского заксобрания высказывали сомнения в том, что внедрение АСОП в Нижегородской области пойдет по графику с 1 января. Однако, как заверил Вадим Власов, все спорные моменты по организации работы на транспорте удалось урегулировать, и система будет запущена в срок.
Пока единственным аккредитованным в областном минтрансе оператором АСОП в Нижегородской области является компания “Ситикард”, работающая с 2012 года в Нижнем Новгороде. Поскольку областной закон предполагает работу трех операторов системы, в министерстве не исключили их появления в 2019 году или позднее. По словам Вадима Власова, к региону присматриваются инвесторы из Москвы и Белгорода.