Обезболивание обсудят с полицейскими
Татьяна Голикова ожидает в феврале принятия закона о паллиативной помощи
Создание системы учета нуждающихся в наркотических обезболивающих и итоги реализации «дорожной карты» по обезболиванию обсудили на последнем в 2018 году заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Председатель совета вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что закон, который должен регламентировать многие аспекты паллиативной помощи (принятие ожидается в феврале 2019 года), не будет содержать норм о декриминализации выписки наркотических обезболивающих нуждающимся, «это функция правоохранительных органов». Вице-премьер, впрочем, пообещала, что «будет с этим работать».
На последнем в этом году заседании совета руководитель секции «Медицина и фармацевтика» Петр Родионов напомнил, что в России «по самым осторожным оценкам» в паллиативной помощи нуждаются ежегодно около 600 тыс. человек, при этом 300 тыс. онкобольных нуждаются в обезболивании наркотическими анальгетиками. По его словам, в 2018 году должна быть завершена реализация мероприятий «дорожной карты» по повышению доступности наркотических обезболивающих средств и психотропных веществ. «По сравнению с 2014 годом в 2018 году в четыре раза увеличилась заявляемая регионами потребность в наркотических неинвазивных анальгетиках, в восемь раз увеличивалась выборка (уровень использования регионами заказанных средств.— “Ъ”). Но все равно остаются регионы, в которых выборка растет очень медленно»,— отметил господин Родионов. Критической в совете считают ситуацию в трех регионах — Владимирской, Вологодской и Тверской областях, где потребность в обезболивающих покрывается не более чем на треть.
Господин Родионов напомнил, что до сих пор в России не создана система учета нуждающихся в обезболивании и получении паллиативной медицинской помощи, а также не найдено решение по декриминализации врачебной помощи при работе с наркотическими обезболивающими: «Это межведомственная проблема, необходимо продолжить это обсуждение с участием МВД и Министерства юстиции, вернуться к решению этой задачи, потому что достаточно одного или нескольких случаев (уголовного преследования.— “Ъ”), и врачи начинают с настороженностью относиться к выписке таких препаратов». По его мнению, необходима и единая стратегия развития паллиативной помощи, «куда можно было бы погрузить все те вопросы, которые не решены: организация взаимодействия медицинских и социальных служб при оказании паллиативной помощи, создание эффективной системы учета паллиативных пациентов, развитие амбулаторного звена паллиативной помощи, решение по декриминализации и информирование врачебного сообщества и населения о возможностях, которые на сегодняшний день есть».
Татьяна Голикова заявила, что правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект, который предполагает поправки к закону об охране здоровья граждан. Речь идет «о раскрытии понятия паллиативной помощи в законодательстве»: «Это междисциплинарный документ, который касается компетенции Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения». В законе как раз будут отражены вопросы создания системы учета паллиативных пациентов, развития амбулаторного звена паллиативной помощи и ухода на дому: «Этот законопроект сейчас пошел на рассылку в субъекты РФ, до первого чтения, буквально в начале января он вернется, и мы с нашими коллегами из Минздрава постараемся его как можно быстрее принять,— сказала госпожа Голикова.— Госдума также будет рассылать его (в регионы.— “Ъ”) и перед вторым чтением». Она также сообщила, что принятие закона ожидается «при благоприятном исходе» в феврале 2019 года. По ее словам, тему декриминализации закон «не охватит»: ее «нужно будет отрабатывать отдельно, поскольку это функция правоохранительных органов, но это не означает, что мы не будем этим заниматься».
Член совета Елизавета Олескина, представляя секцию «Старшее поколение», напомнила, что совет занимается также развитием системы долговременного ухода за пожилыми гражданами. В 2018 году в России началась реализация пилотного этапа федерального проекта «Старшее поколение», которая предполагает развитие гериатрической службы. По словам госпожи Олескиной, один из шагов первого года — отработка системы выявления людей, нуждающихся в таком уходе: «Сейчас человек должен подать заявление, кто не может — остается за бортом. Регионы отрабатывали именно механизмы выявления, сделав упор на передачу данных из поликлиник и больниц. Выявлено около 1660 человек: это те люди, которых система, скорее всего, не увидела бы и они бы не получили помощь».
Татьяна Голикова напомнила, что в 2019 году в нацпроекте «Демография» и федеральной программе «Старшее поколение» предполагается введение в закрытых учреждениях соцобслуживания вакцинации от пневмококка в соответствии с рекомендациями ВОЗ. С 2020 года будут предусмотрены дополнительные скрининги для старшего поколения. По словам вице-премьера, планируется закупка специального транспорта, чтобы обеспечить людям старшего поколения возможность получить медпомощь в лечебных учреждениях. По словам вице-премьера, важно взаимодействие служб здравоохранения с социальными службами при выявлении нуждающихся в помощи, в том числе при ежегодной диспансеризации. Минздрав, по ее словам, должен был направить в регионы письмо, в котором указывается, что «диспансеризации и профосмотры уже не будут просто заканчиваться ничем»: «Теперь это должно заканчиваться в обязательном порядке постановкой на учет и дальнейшим ведением больного».
«Предстоит повернуть мозги субъектов РФ»,— отметила вице-премьер, говоря о необходимости реорганизации домов престарелых: в бюджете на 2019 год впервые заявлены на это средства: «Мы предлагаем создавать учреждения нового типа, которые предоставляют современный спектр услуг и не только рассчитаны на постоянное проживание пожилых граждан, но и имеют стационары дневного пребывания, соответствующие социальные услуги и соответствующую медицинскую помощь». Татьяна Голикова видит «самую большую опасность» в том, что «регионы, никогда не получая поддержку на эти цели, просто пытаются привести в порядок свои устаревшие дома советского типа, которые невозможно перестроить так, чтобы они отвечали современным требованиям». «Мы обратились к Минстрою, чтобы совместно разработать некий типовой проект этого типа. Естественно, мы понимаем, что нам предстоит сделать некоторые послабления или исключения из СанПиНов требований, которые предъявлялись еще в советское время и где-то сохранились».