“Ростелеком”, разработчик и оператор национальной биометрической платформы, продемонстрировал в нижегородском офисе “Росбанка” процедуру сбора биометрических данных. Технология удаленной идентификации личности позволит не выходя из дома открыть счет, депозит или взять кредит. Подделать цифровой образ невозможно: система обеспечивает полную защиту персональных данных. В “Росбанке” считают, что нижегородцы с интересом отнесутся к новой технологии, и говорят, что в России в целом желающих передать в государственную базу изображение лица и образец голоса становится больше. Зарубежные аналитики прогнозируют ежегодный рост российского рынка банковской биометрии на 54% до 2022 года. По оценкам экспертов, общий объем глобального рынка биометрии на конец 2018 года составит $20,2 млрд.
“Ростелеком” и “Росбанк” презентовали биометрический сервис, разработанный в рамках пилотного проекта “Единой биометрической системы” при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Центрального банка. Как рассказал вице-президент — директор макрорегионального филиала “Волга” ПАО “Ростелеком” Дмитрий Проскура, проект позволит осуществлять биометрическую идентификацию граждан с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации” (ЕСИА) для дистанционного открытия счетов и оказания различных банковских услуг. “Ключевая направленность этого проекта — доступность услуг из любой точки мира по тем уникальным характеристикам, которые всегда с вами, — это лицо и голос. Особенно удобно это для тех, кто проживает в удаленных районах или маломобилен: для прохождения удаленной идентификации пользователю необходим лишь доступ в интернет, смартфон, планшет или компьютер с веб-камерой и мобильное приложение интересующего банка и „Ключ Ростелеком“. Имея учетную запись на портале Госуслуг и в Единой системе идентификации пользователей, вы сможете оформить счет в банке, оформить кредит и так далее”, — пояснил господин Проскура. По его словам, “Ростелеком”, являясь лидером российского рынка по информационной безопасности, в этом проекте отвечает за хранение и обработку данных, а также гарантирует их защиту. “Обмануть биометрический алгоритм намного сложнее, чем человека. С привязкой к порталу Госуслуг это становится почти невозможным”,— заверил господин Проскура.
В этом году “Ростелеком” стал оператором Национальной биометрической платформы (НБП). Технологическим партнером и разработчиком проекта выступает “РТ Лабс” — дочерняя компания “Ростелекома”. Она создает специализированные информационно-технологические элементы, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение, предоставление и проверку биометрических персональных данных, а также интеграцию единой платформы с инфраструктурой электронного правительства. Платформа размещена в облачной защищенной инфраструктуре “Ростелекома”, к которой получат доступ банки через специальные каналы связи — системы межведомственного электронного взаимодействия.
В ходе демонстрации процедуры создания цифрового образа директор нижегородского офиса “Росбанка” Татьяна Ермакова отметила, что гражданину необходимо лишь раз прийти в отделение банка. Сам сбор биометрических данных, по ее словам, бесплатный и занимает от 5-ти до 10 минут, а сама процедура крайне проста. Посетителю необходимо стать клиентом банка, участвующего в проекте, к тому же иметь учетную запись на портале Госуслуг и в Единой системе идентификации. Банковский работник сфотографирует лицо, запишет голос и загрузит данные в биометрическую систему. После создания “цифрового профиля клиента” гражданин сможет дистанционно получать услуги любого банка, работающего с этой системой: достаточно ввести логин и пароль от ЕСИА и произнести сгенерированную короткую контрольную фразу, глядя в камеру смартфона или компьютера.
Татьяна Ермакова также добавила, что система достаточно гибка: “Если у вас на лице появились очки, борода, макияж — система вас все равно распознает. Пересдача биометрических данных потребуется в случае изменения голоса и внешности, например при травмах. При желании клиент может раз в три года пересдать биометрические данные”. Она также анонсировала, что в 2019 году Росбанк планирует запустить онлайн-выдачу потребительского кредита с помощью сервисов удаленной идентификации через биометрию. “Биометрия — это лучшая технология на сегодня, которая позволяет банкам максимально надежно идентифицировать клиента на расстоянии. Росбанк отмечает интерес нижегородцев к сдаче биометрии, и мы были одними из первых банков в Нижнем Новгороде, кто подключился к сбору биометрических данных”, — заключила Татьяна Ермакова.
Кроме Росбанка в Нижнем Новгороде с системой работают еще три кредитные организации.
Сбор биометрических данных россиян стартовал 30 июня 2018 года. Сейчас в единой системе могут зарегистрироваться жители 120 городов в 70-ти банках. К середине 2019 года, по замыслу ЦБ, все кредитные организации должны будут обеспечить сбор биометрии в 60% своих отделений. В “Ростелекоме” добавляют, что список данных, которые применяются для идентификации пользователей, в дальнейшем может быть расширен. Так, аналитики международной консалтинговой компании J`son & Partners Consulting, на которых ссылается ЦБ в своем обзоре биометрических технологий за 2018 год, отмечают, что перспективными направлениями могут также стать системы идентификации по радужной оболочке, рост мирового рынка которых к 2022 году составит 22,3%, и распознавание по рисунку вен на ладони (+20% через четыре года). Общий объем глобального рынка биометрии на конец 2018 года эксперты прогнозируют в $20,2 млрд., в 2022 году — $40,2 млрд. Что касается России, по их расчетам, рынок банковской биометрии с 2018 года будет ежегодно расти в среднем на 54% до 2022 года.