На тонких ножках
Картина Жана-Франсуа де Труа «Обед с устрицами» (Le Dejeuner d’Huitres), написанная в 1734 году,— одно из первых изображений бутылок и бокалов под шампанское. Шумная компания аристократов пирует за большим столом на фоне дворцового интерьера. На переднем плане — корзина с утопающими во льду пузатыми бутылками, в руках пирующих — хрустальные бокалы с напитком. По форме это обычные V-образные сосуды, из которых сегодня принято пить вино. Привычные для нас узкие бокалы-флейты долгое время не были распространены и вошли в обиход только во второй половине XIX века, когда в моду входит сухое шампанское, но прообразы их встречались и в более давние времена. Так, в коллекции знаменитого лондонского Музея Виктории и Альберта есть длинный узкий бокал из синего стекла, датированный XVII столетием. Серединой XVIII века датируется один из первых образцов бокалов для шампанского, также хранящийся в музее. У бокала длинная тонкая ножка, чтобы напиток не нагревался от тепла руки, и узкая V-образная чаша, чтобы задерживать в нем пузырьки.
В 1770-годы во Франции в качестве бокалов для шампанского входят в моду креманки. Легенда гласит, что изначально такая креманка была слепком с левой груди Марии-Антуанетты. По другим же сведениям — маркизы де Помпадур. Доказательств ни тому ни другому утверждению нет. Тем более что бокалы, по форме напоминающие женскую грудь, встречались в Европе еще в XVII веке (о чем опять же свидетельствует коллекция Музея Виктории и Альберта), а первые образцы известны со времен Древней Греции, где их называли мастосами как раз из-за сходства с грудью. Эти керамические чаши использовались во время застолья, главная особенность их была в том, что такую чашу нельзя было поставить на стол ровно — у нее не было ножки, можно было только положить ее набок.
В первое десятилетие XIX века популярность набирают бокалы Pomponne — они имеет форму колокольчика с ножкой без подставки, из-за чего их, как и мастос, невозможно поставить на стол. В нулевые годы нашего века они появились в ночных клубах Ибицы: благодаря тому что Pomponne нельзя поставить, его содержимое выпивается быстрее, чем в случае с обычными бокалами. В 1880-е годы муранский стеклодув Сальвиатти возрождает старинную традицию изготовления бокалов из цветного стекла с богато декорированными ножками, в которые обычно интегрировались фигурки рыб, лебедей или морских животных. Наступает время «великих» сервизов от Moser, Baccarat, в состав которых неизменно входили и узкие бокалы-флейты, предназначенные для сухого шампанского, и широкие креманки, из которых принято пить сладкое. Так, в 1909 году на фабрике Moser был создан знаменитый сервиз Copenhagen, неизменный атрибут королевских свадеб уже в наши дни, а в 1911-м — Splendid, подаренный в 1947-м на свадьбу Елизавете II. Baccarat пополняет бокалами для шампанского легендарную линию декора Harcourt, придуманную еще в 1841 году. В 1920–1950-х в США входят в моду французские креманки — во многом благодаря не раз виденной многими в кинофильмах пирамиде из креманок, наполняемой сверху каскадами шампанского.
В 2004 году, переигрывая историю со слепком груди Марии-Антуанетты, лондонский ресторан 34 Mayfair и скульптор Джейн Макадам Фрейд выпустили креманку, формой которой послужил слепок с груди супермодели Кейт Мосс.
В 2017 году австрийская компания Riedel объявила о создании бокала для шампанского новой формы — чаша бокала напоминает полузакрытый тюльпан. Специалисты бренда утверждают, что благодаря такой, более широкой по сравнению с традиционными бокалами форме лучше раскрывается букет напитка.