Родители не отдают детей в интернет
Преподаватели и работодатели заметили их скепсис по отношению к онлайн-образованию
Исследователи приоритетного проекта «Современная цифровая среда в РФ» представили результаты социологического опроса «Восприятие онлайн-обучения в РФ». Оказалось, что и студенты, и преподаватели, и работодатели высоко ценят возможности, предоставляемые платформами онлайн-обучения, но из-за недоверия со стороны родителей традиционное высшее образование остается для обучающихся приоритетным. Напомним, в октябре Высшая школа экономики (ВШЭ) заявила о готовности в ближайшие пять лет полностью перевести все лекции в видеоформат.
Исследование проводилось посредством онлайн-опросов, интервью и работы с фокус-группами. Всего опросили более тысячи респондентов. 89% преподавателей высших и 62% преподавателей средних специальных учебных заведений заявили, что позитивно относятся к интернет-технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование. 87% опрошенных студентов также хорошо относятся к онлайн-обучению, но из-за недоверия со стороны некоторых работодателей и родителей традиционное очное образование остается для них приоритетом, отмечают исследователи. Среди опрошенных компаний-работодателей 73% положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс. 68% согласны с тем, что развитие онлайн-образования — одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.
Составители опроса подчеркивают, что среди преимуществ онлайн-образования работодатели чаще всего упоминали возможность одновременного оперативного обучения большого количества сотрудников и возможность компаний экономить средства благодаря дистанционному обучению без отрыва сотрудников от работы.
По мнению основателя компании «Профессиональное электронное образование» Александра Молчанова, онлайн-курсы сейчас «помогают университету выйти на темы экспорта образования» и «привлечь качественных преподавателей»: «Самое главное — они позволяют охватывать соседние территории. При этом студент, обучаясь онлайн, не выезжает из своего региона, и история, когда крупные университеты выманивают высокобалльников из регионов, как-то нивелируется».
Замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, выступая на презентации результатов исследования, подчеркнула, что онлайн-образование необходимо в том числе для выстраивания индивидуального плана обучения в соответствии с желанием обучающегося: «Поменялся запрос у молодого человека, который приходит за образованием. Он сегодня говорит: "Не ограничивайте меня узкими рамками той или иной укрупненной группы, направлениями подготовки, а дайте мне возможность построить индивидуальную траекторию". Для того, у кого такой профессиональный запрос сложился, кто может его сформулировать, эти возможности есть — он может выбрать себе те или иные модули, чтобы усилить свою подготовку в той или иной области. Для того, у кого этот запрос не сложился, есть программа бакалавриата, где он осваивает навыки базовой подготовки, и затем переходит в магистратуру, когда этот запрос формируется».
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден в 2016 году. Цель проекта — создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.
Напомним, в России дискуссия вокруг онлайн-образования разгорелась в октябре текущего года, когда ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что его университет в ближайшие пять лет полностью откажется от традиционных лекций. В академической среде у этой реформы нашлись и принципиальные противники, и искренние сторонники. Часть экспертов отмечала, что онлайн-курсы «дешевле и эффективнее» аудиторных лекций, часть — что перевод поточных лекций в онлайн обернется «не сокращением нагрузки, а сокращением ставок и ростом реальной нагрузки на уцелевших преподавателей».