Шереметьево посчитало окупаемость
Инвестиции в 61 млрд рублей вернутся через 20 лет
АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) получило на 49 лет в управление аэродромную инфраструктуру аэропорта по договору концессии с Росавиацией. Компания инвестирует в развитие аэропорта 61 млрд руб., окупить которые планирует в течение 20 лет. Строительство и реконструкцию обеспечат авиакомпании через увеличение тарифа на взлет-посадку в аэропорту, который в 2019 году вырастет в два раза. Билеты авиакомпаний при полетах через Шереметьево из-за этого должны подорожать на 100 руб.
Росавиация подписала во вторник с АО МАШ концессионное соглашение о предоставлении аэродромной инфраструктуры Шереметьево в управление на 49 лет — до 2067 года. Ранее взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки аэропорта находились на балансе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», подконтрольного Росавиации. МАШ контролировал принадлежащий ему аэровокзальный комплекс.
Шереметьево — крупнейший аэропорт России по пассажиропотоку. В 2017 году он обслужил 40,1 млн человек, оператор аэропорта прогнозирует, что в 2018 году пассажиропоток вырастет до 46 млн человек. После ввода терминала B (на месте старого Шереметьево-1) в начале 2018 года пропускная способность аэропорта выросла до 58 млн человек в год, к 2026 году она должна составить 80 млн человек. Аэропорт является базовым для «Аэрофлота», крупнейшего авиаперевозчика в РФ.
По договору концессии МАШ инвестирует в инфраструктуру 61 млрд руб. В компании отметили, что строительство и реконструкция объектов аэродрома в рамках концессии позволит также обеспечить «будущую модернизацию и капитальный ремонт аэродрома Шереметьево за счет внебюджетных инвестиций». «Все собранные средства за счет инвестсоставляющей (в тарифах на услуги аэропорта.— “Ъ”) могут быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством и реконструкцией аэродромной инфраструктуры»,— сообщает МАШ.
Согласно генплану развития Шереметьево, в 2019 году в инфраструктуру будет вложено 10,1 млрд руб., которые пойдут, в частности, на создание перрона у терминала С в северной части аэропорта (проходит реконструкцию) и магистральную рулежную дорожку.
Объем инвестиций в 2020 году составит 11,4 млрд руб., это реконструкция первой ВПП, создание площадки противообледенительной жидкости №4 и перронов, примыкающих к третьей ВПП (северо-западная часть аэропорта). В 2021 году МАШ потратит в рамках концессии 7,54 млрд руб., в 2022 году — 9,2 млрд руб., в 2024 году — еще 10,7 млрд руб.
Как сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 15 ноября), с 2019 года в Шереметьево будут увеличены тарифы для авиакомпаний на взлет и посадку с 222,91 руб. за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна до 443,71 руб. Надбавка в 220,8 руб.— инвестиционный сбор для окупаемости капиталовложений в инфраструктуру. Представители аэропорта и Минтранса говорят, что сбор увеличит стоимость одного билета на рейсы на 100 руб.
Министр транспорта Евгений Дитрих на церемонии подписания соглашения подчеркнул, что ведомство установило для МАШ предельный размер роста цены билета на 200 руб., в который АО уложилось. Ранее в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявляли, что подобное увеличение тарифа некорректно, так как предполагает финансирование развития Шереметьево только за счет авиакомпаний, которые переложат рост тарифа на пассажиров. В ассоциации напоминали, что оператор может использовать также доходы от неавиационной деятельности, например от аренды помещений.
В МАШ говорят, что в первые годы работы будут вестись на заемные средства.
Концессионер рассчитывает окупить инвестиции в проект в течение 20 лет, к концу 2038 года. Евгений Дитрих отметил, что через 20 лет Шереметьево сможет разработать новый план развития для дальнейшего расширения инфраструктуры.
Партнер адвокатского бюро «Инфралекс» Максим Черниговский утверждает, что сроки окупаемости проекта должны быть меньше всего периода управления инфраструктурой: по окончании периода окупаемости инвестор будет получать прибыль от эксплуатации инфраструктуры. Он отметил, что аэропорт по сравнению с железнодорожными объектами или автодорожным хозяйством более прибылен, поэтому период окупаемости в 20 лет оправдан.
Глава Infomost Борис Рыбак отметил, что в период инвестирования на объем капиталовложений влияют валютные колебания, размер налогового бремени, стоимость рабочей силы. По его словам, предсказать, на какой период времени хватит инфраструктуры, создаваемой по концессионному соглашению, сегодня сложно: невозможно предсказать, насколько востребованным будет Шереметьево через 20 лет.