Прожиточный максимум
Ювелирные украшения становятся повседневной нормой
В мире, где кроссовки занимают место туфель на высоком каблуке, высокому ювелирному искусству тоже приходится приспосабливаться. Подводя итоги уходящего 2018 года, “Коммерсант Стиль” фиксирует новую тенденцию в индустрии роскоши.
Социальные изменения и настроения в обществе, пережившем пару экономических кризисов за последние 15 лет, наконец затронули и самую традиционную из индустрий роскоши, ювелирную. Когда в 2014 году Карл Лагерфельд одел моделей на показе от-кутюр в кроссовки, многие откровенно посмеивались. Но со временем стало очевидно, мода становится все более неформальной и противиться этому бесполезно. Балов и званых ужинов с дресс-кодом black tie становится все меньше, и даже на официальные мероприятия вполне позволительно прийти в футболке и вечерней юбке или смокинге, бабочке и джинсах.
Люди в принципе стали реже наряжаться, по сравнению даже с началом 2000-х, не говоря уже о середине или начале XX века, когда появились на свет самые крупные игроки сегодняшней ювелирной индустрии.
Shaun Leane, колье, серебро
Изменение отношения к манере одеваться сильно влияет на то, как люди воспринимают ювелирные украшения, а значит и на то, как ювелиры создают свои коллекции. Украшения по-прежнему стоят чрезвычайно дорого, они по-прежнему производятся из драгоценных металлов и редких камней, но дизайн их все больше стремится к универсальности. Ведь, выбирая украшения, мы все чаще думаем, сможем ли носить их достаточно часто, не придется ли им лежать в сейфе слишком долго, дожидаясь приглашения в конверте с золотой гравировкой.
Messika, колье Haute Joaillerie, белое золото, бриллианты
За прошедший 2018 год «Коммерсантъ Стиль» беседовал со многими креативными и генеральными директорами крупнейших ювелирных марок Европы, и выяснял отношения между высоким ювелирным искусством и повседневностью. Валери Мессика, основательница парижской марки Messika, искренне считает – роскошные бриллиантовые колье стоит носить почаще, с джинсами и рубашкой из денима. Так делает она сама и ее многочисленные клиенты – треть коллекции высокого ювелирного искусства Messika 2018 года раскупили за первые две недели после презентации. Николя Бос, генеральный директор Van Cleef & Arpels, считает, что все относительно, и многое зависит от того, каким именно является этот самый «каждый день». Кто-то золотой сотуар надевает по праздникам, а кто-то ходит в магазин в кольце с редчайшим синим бриллиантом.
Ювелирное дело стало индустрией в середине-конце XIX века, тогда появились Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arpels, Bvlgari. До этого времени основными покупателями драгоценностей были члены королевских семей Европы, а производителями – частные мастерские.
Cartier, колье Coloratura, белое золото, изумруды, рубеллиты, бриллианты
Промышленная революция возвеличила новый класс частного капитала, который смешался с королевским – оба стали встречаться на званых ужинах и балах, хвастаясь богатством и драгоценностями. Спустя примерно 200 лет балов и формальных поводов для появления в украшениях стало сильно меньше.
Boucheron, кольцо Dime, белое золото, танзанит, бриллианты
Сегодня представители ювелирных домов замечают потребность клиентов в эксклюзивных вещах, которые можно носить часто и непринужденно. Стремление к повседневной роскоши, когда нечто уникальное и редкое может стать частью реальной жизни. Глянцевые журналы последние лет десять учат читателей носить одну и ту же вещь и днем, и вечером, и на работу, и на ужин. Постепенно это стало настолько общим местом, что теперь коснулось и драгоценностей.
С развитием социальных сетей и распространением информации о разных уровнях жизни в разных уголках планеты, люди перестали выставлять напоказ свои доходы.
Van Cleef & Arpels, кольцо Trois Plumes Serapi, розовое золото, коралл, рубины, синие и розовые сапфиры, бриллианты
Состоятельные люди по-прежнему тратят крупные суммы на предметы роскоши, но все чаще делают это так, чтобы не вынуждать окружающих обсуждать, сколько именно они потратили. Это, когда знаешь, что носишь ценную вещь, но не чувствуешь необходимость всем об этом рассказывать. А желание клиента, как известно, закон.
Bvlgari, браслет Pop Miss, белое золото, оникс, аквамарины, аметисты, зеленые турмалины, перидоты, рубеллиты, бриллианты
Стали появляться украшения из матового золота, у Piaget, например. В коллекциях высокого ювелирного искусства 2018 года почти у всех вандомских грандов – Cartier, Chaumet, Boucheron, Van Cleef & Arpels, есть вещи с камнями гладких огранок – бусинами или кабошонами. Ценность материалов та же, но блестят они не так ярко.
Сhopard, колье Red Carpet Collection, желтое золото, титан, турмалины, рубеллиты, спессартиты, танзаниты, аметисты, фавориты, цветные сапфиры
Использование драгоценных камней для украшений с оригинальным дизайном становится еще одним очевидным трендом – в этом году три старейших аукционных дома Christie’s, Sotheby’s и Phillips провели отдельные торги с украшениями «молодых» ювелиров: Lauren Adriana, Ana Khouri, Michele della Vale, Shaun Leane. Их эстетика более уместна для ежедневного ношения. К тому же, такой тон больше подходит молодым покупателям, миллениалам, которые только начинают интересоваться миром ювелирных украшений. Среди новых клиентов ювелирных брендов популярность набирают узнаваемые украшения с использованием «поделочных» камней – малахит, бирюза, коралл, ляпис-лазурь.
Многие ювелирные марки говорят о росте количества женщин, самостоятельно покупающих украшения для себя или в подарок другим женщинам.
Chanel, брошь Bestiaire d’Asie, белое золото, бриллианты, сапфиры, оникс, изумруды, яшма, турмалин
Итальянцы Pomellato этим очень гордятся и ставят во главу своей маркетинговой кампании. Женский взгляд тоже сильно влияет на изменение отношения к украшениям. Когда мужчина покупает драгоценность для женщины, он как правило выбирает, что подороже. Когда женщина покупает украшения для себя, она выбирает часть своего образа, ищет оригинальный дизайн, подходящий к близкой ей эстетике. Все больше появляется женщин-дизайнеров, хорошо чувствующих этот интуитивный подход к выбору драгоценностей и создающих украшения, которые они сами готовы носить каждый день, зачастую продвигая свой стиль через социальные сети. Среди них Sophie Bille Brahe, Aurelie Bidermann, Jennifer Fischer, Bibi van der Velden и многие другие.
Piaget, кольцо Infinite Blue, белое золото, турмалин параиба, бриллианты
Меняется сама концепция ювелирного дела. Украшения становятся частью персонального стиля женщины, и перестают быть лишь тем, во что она наряжается по особым случаям. 15 лет назад украшений ждали в подарок от мужчин, ими были помолвочное кольцо или классические «бриллианты, лучшие друзья девушек». Сегодня же открывается простор для гораздо большего количества разных направлений и стилей. Их общая тенденция – универсальная роскошь.