Власти нефти не боятся
Правительство и отрасль философски отнеслись к падению котировок
Российские чиновники и главы крупнейших нефтекомпаний демонстрируют удивительное спокойствие на фоне падения цен на нефть, которые с начала октября потеряли более 40% и на этой неделе впервые за полтора года опустились ниже $50 за баррель. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что снижение цен не несет угрозы для бюджета, а если они и упадут ниже $50, то ненадолго, поскольку и добыча сланцевой нефти в США тогда упадет. По мнению аналитиков, такой оптимизм объясняется опытом 2015 года, когда цены падали ниже $30 за баррель, но потом восстановились.
Правительство не беспокоится по поводу резкого снижения цен на нефть в последние месяцы, заявил первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов. «Практически не беспокоит, даже если будет 40 (долларов за баррель.— “Ъ”) и ниже. Мы накопили хорошие резервы за этот год, 4,2 трлн руб. будет направлено в Фонд национального благосостояния»,— сказал он. Господин Силуанов подчеркнул, что бюджет сверстан исходя из цены $42 за баррель марки Urals (как правило, это эквивалентно примерно $44 за баррель Brent). Если же цены на нефть упадут ниже этого уровня, то бюджет будет сбалансирован за счет средств ФНБ. В среду баррель Brent стоил около $52.
По мнению первого вице-премьера, длительное снижение цен маловероятно, поскольку решающим фактором для рынка нефти является добыча в США. «При 50 и тем более 40 долларах большая часть сланцевых месторождений становится уже нерентабельной. Поэтому цена может продержаться 40–50 долларов, ну 40 долларов возьмем, какое-то время — полгода, год, потому что многие месторождения захеджированы (то есть нефть была продана авансом по более высокой цене.— “Ъ”). Но мы считаем, что это не будет долго продолжаться»,— подчеркнул он.
Представители отрасли придерживаются еще более оптимистических прогнозов. Так, глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что нынешнее падение цены даже после того, как участники сделки ОПЕК+ 7 декабря договорились о новом сокращении добычи, вызвано повышением ставки ФРС США. Он сообщил, что консервативный прогноз компании по цене нефти в 2019 году — $50–53 за баррель. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов ждет еще более высокой цены — $60 за баррель и выше. По его мнению, соглашение ОПЕК+ позволит стабилизировать цены на этом уровне.
Спокойная реакция нефтяников и правительства на снижение цен на нефть тем более удивительна, что падение нефтяных котировок не приводит, как раньше, к существенному ослаблению курса рубля.
Такое ослабление позволило бы как компаниям, так и бюджету сохранить рублевые поступления на прежнем уровне. Так, в начале октября, когда цена нефти достигала $86 за баррель, доллар стоил около 68 руб.— практически столько же, сколько сейчас. При этом с начала года рубль ослабел к доллару на 12%. «Ослабление было связано с оттоком капитала и ожиданием введения более жестких санкций,— говорит Василий Танурков из АКРА.— Поэтому падение цен на нефть в последние месяцы просто приблизило котировки рубля к более справедливому значению». В то же время аналитик считает, что при падении цен на нефть ниже $50 за баррель рубль все же будет ослабевать.
По мнению господина Тануркова, отрасль и правительство сейчас опираются на опыт 2015 года, когда цены на нефть падали до $27 за баррель, но затем все же восстановились, причем еще до достижения соглашения ОПЕК+. «Текущее снижение цен явно отличается от 2014 года, поскольку тогда было неясно, при какой цене произойдет сокращение добычи сланцевой нефти. Теперь рынок примерно понимает, что падение цен непременно приведет и к снижению добычи в США»,— говорит он. Аналитик согласен, что при цене ниже $50 за баррель добыча в США если не начнет сокращаться, то, во всяком случае, существенно замедлит рост. Василий Танурков ожидает, что в первом полугодии 2019 года рынок сбалансируется, хотя ужесточение монетарной политики ФРС и риски замедления экономики США могут притормозить этот процесс.