Минэкономики озаботилось выездными показателями
Как ужесточат регулирование туроператоров
Минэкономразвития предложило ужесточить регулирование туроператоров. Ведомство хочет получать больше данных об объемах бизнеса таких компаний. Минэк стал новым куратором Ростуризма и озаботился показателями в отчетности выездных операторов. В пример приводится «Натали Турс», которая занижала число своих клиентов и стоимость путевок. Из-за этого туристы были недостаточно застрахованы, что вылилось в масштабные проблемы при крахе компании. Чтобы избежать таких ситуаций, Минэкономразвития затребует у туроператоров сведения о средней стоимости туров и количестве медстраховок, оформленных для клиентов.
Количество клиентов и стоимость туров влияют на отчисления туроператоров в общие фонды, рассказал «Ъ FM» председатель совета директоров компании China Travel Сергей Назаров. Получается, что честные компании платят больше остальных, добавляет он: «Согласен с Минэкономразвития. И “Натали Турс”, и многие другие, так скажем, из ныне действующих и хорошо работающих. На самом деле, когда смотришь информацию по тем сведениям, которые подаются, они, мягко говоря, не соответствуют заявленным объемам и той информации, которая есть у игроков рынка. Могу сказать, что компания China Travel, при том, что мы совсем небольшая компания, находится на уровне крупных турецких операторов по выплатам в персональный фонд, хотя объемы совершенно несопоставимы. Мы даем корректную информацию. Я не то что обижаюсь или кого-то из коллег хочу уколоть, но иногда становится обидно. Если Минэкономразвития сейчас решит заняться этим вопросом, для нас совершенно ничего не изменится. Изменится, может быть, для тех, кто эту информацию дает со своей точки зрения».
Недобросовестные туроператоры все равно найдут лазейки в новом регулировании, уверен главный редактор портала «Туризм.ру» Алексей Песков. А чрезмерная зарегулированность снова ударит по честным предпринимателям, считает он: «Будем откровенно говорить, туризм тяготеет к “серым” схемам по многим причинам. Одна из причин — ужесточение контроля ведет к тому, что во многом турфирмы становятся очень ограничены в маневре, и их это не устраивает. То есть здесь нужно четко совершенно разделить, какая цель. У потребителей — уехать надежно. У турфирм — получить максимальную прибыль. У чиновников — максимально прикрыть, что называется, свой пост. У них нет отчетности по удовлетворенности туристов оказываемыми услугами. Поэтому всякого рода ограничения и усиление контроля мало отразятся на устойчивости турфирм. Скорее всего, будут искать еще какие-то другие схемы. В текущих реалиях при существующей ставке кредитования турфирм сделать, мне кажется, практически ничего невозможно. Турфирмы получают кредиты под сезон, проплачивая отели, проплачивая чартеры, еще что-то, и с очень большим временным лагом получают доходы по продажам туров.
И стоимость кредита на самом деле душит “белый”, чистый, “пушистый” бизнес».
Пока что механизмы страхования ответственности туроператоров работают плохо. Например, после краха «Натали Турс» каждый пострадавший турист мог рассчитывать на компенсацию лишь 5% от запрошенной.