«Финансовый рынок России схлопывается»
Вице-президент TeleTrade Дмитрий Дригайло — об отзыве лицензий у форекс-дилеров
Центробанк аннулировал лицензии крупнейших форекс-дилеров: «Альпари Форекс», TeleTrade, а также «Форекс клуб». Об этом сообщается на сайте регулятора. Причина — нарушение требований закона о ценных бумагах, а также представление в Банк России недостоверной отчетности. Теперь дилеры обязаны прекратить деятельность и вернуть клиентам имущество до конца января. Ситуацию в прямом эфире обсудили экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов, вице-президент группы компаний TeleTrade Дмитрий Дригайло и ведущий Рамаз Чиаурели.
Рамаз Чиуарели: Прежде всего, какой информацией располагаете вы? Дошло ли до вас распоряжение ЦБ об отзыве лицензии?
Дмитрий Дригайло: Мы увидели его сегодня на сайте Банка России. В общем, были в изрядной степени удивлены.
Р.Ч.: Какие требования ЦБ предъявил вашей компании, помимо заявленных в открытых источниках?
Д.Д.: Из девяти компаний у пяти сегодня отозвана лицензия. Основания различные. В общем, все они довольно формальные, потому что все предписания, все указания, все стандарты, и уж тем более вопросы базового законодательства мы исполняли. Еще в среду на заседании комитета по финансовым рынкам в Госдуме при участии ЦБ мы определяли перспективы развития рынков в России. Поэтому неожиданно было прочитать на сайте Центробанка об отзыве лицензии.
Константин Максимов: Дмитрий, а почему тогда здесь говорится о неоднократных нарушениях? Хорошо, мы понимаем ваше удивление, и, наверное, большая часть даже тех, кто когда-то слышал о «Форексе», может сейчас недоумевать. Но если какие-то претензии хотя бы выдвигались, то сейчас Центральный банк что, выполняет некие формальные предупреждения, которые вам были вынесены ранее? Или это зачистка поляны?
Д.Д.: Я думаю, что это скорее зачистка, чем требования некие. Потому что, да, это формальное решение, которое, не только по отношению к нашей компании, к любой другой форекс-компании, компании финансового рынка в России может быть применено, в любой момент времени по формальным признакам. Финансовый рынок России схлопывается. Это не сегодняшнее откровение.
Все чаще складывается впечатление, что развитие рынка в понимании регулятора — его полное уничтожение. Это прискорбно. ЦБ не научился работать с корпоративным форекс-сектором, если говорить о нас.
К.М.: Что вы теперь собираетесь делать? Регистрировать новое ООО и опять же продолжать деятельность, разделенную на российских клиентов и для тех, кто готов на себя чуть большие риски взять?
Д.Д.: Во-первых, мы, как группа компаний, присутствуем во многих странах, почти в 30. Если нас выдавливают с российского рынка, значит, будем работать в других юрисдикциях, в том числе с российскими клиентами. Во-вторых, если по формальным признакам, то месяц-два нам потребуется на возврат денежных средств клиентам компании, а также на предоставление различного рода отчетности в Банк России. Поскольку мы самая крупная частная форекс-компания среди корпоративного форекс-рынка в России, среди частных компаний мы лидеры по оборотам и по остаткам на номинальных счетах, то нам довольно большая работа предстоит. Но я думаю, что мы ее за месяц-два сделаем, конечно, всю отчетность предоставим, закруглимся, если так хотят нас не видеть.
Р.Ч.: Дмитрий, но все-таки уточните, пожалуйста. Вот вы говорите, что вы со своей стороны были кристально честны, выполняли абсолютно беспрекословно все требования, которые к вам предъявлялись, тем не менее ЦБ, обосновывая свое решение, говорит о том, что, с одной стороны, вы неоднократно нарушали отчетность о размере собственных средств, направляли недостоверную информацию и не выполнили то предписание, которое было вам предъявлено ЦБ. О чем идет речь? Не бывает так, чтобы и одна, и другая сторона одновременно оказались правы.
Д.Д.: Я не знаю, кристально ли мы честны, потому что показатель кристальной честности очень разный.
С нашей стороны мы вполне честны, потому что никакие указания, предписания, формальные и неформальные пожелания Центрального банка по отношению к нашей компании, да и ко всей индустрии, не оставались незамеченными, не оставались без рассмотрения и без оперативного, насколько это возможно в наших условиях, реагирования.
На все предписания, на все указания были даны формальные ответы. Это были ответы, которые исчерпывающе разъясняли ситуацию и показывали, что мы делаем для того, чтобы быть правильно воспринятыми, услышанными Центральным банком России.
К.М.: Есть ли какой-то более или менее «очевидный», опять же, в кавычках, шаг? Может быть, вам предлагают объединиться с кем-то? Я сейчас гипотетически предполагаю. Воспользоваться услугами банков, которые могут прийти на вашу поляну?
Д.Д.: Вы имеете в виду, предлагают ли нам быть поглощенными в России кем-то другим из участников рынка? Нет, не предлагают. Ни формально, ни неформально об этом нет разговоров, и не было никогда. Со всеми участниками рынка лицензированными в Российской Федерации у нас хорошие отношения, нет никаких трений межкорпоративных или межличностных как в числе тех компаний, у которых отозвана лицензия, так и между компаниями, у которых не отозвана лицензия. В общем, ничего не предвещало.