«Мосхозторг» перебазируется в спальные районы
С чем может быть связана оптимизация бизнеса
От агрессивной экспансии до сокращения бизнеса: сеть «Мосхозторг» закрывает каждый седьмой магазин. По данным брокеров, компания не продлила аренду на минимум десять помещений. Преимущественно это точки в центре Москвы: на Тверской, Большой Лубянке и Новом Арбате. С чем может быть связана оптимизация бизнеса?
Скорее всего, компания просто избавляется от не самых прибыльных объектов, считает руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве Юлия Назарова: «“Мосхозторг” выходил на рынок в кризисный период, когда активно занимал помещения самых топовых локаций. Тогда ритейлер воспользовался кризисными возможностями, когда на фоне снижения продаж ритейлеров, банкротства ряда банков освобождались очень хорошие помещения в центральных локациях, первой линии магистрали, ближе к метро. При этом “Мосхозторг”, конечно, зачастую садился по ставкам без торга, которые даже сейчас превышают текущие рыночные, и поэтому желание ритейлера оставить наиболее эффективные точки вполне закономерно и понятно».
Сеть «Мосхозторг» возникла на столичном рынке в 2014 году. За считанные месяцы в городе появилось несколько десятков магазинов. Причем в первое время они открывались на самых оживленных улицах. Позже ритейлер начал экспансию спальных районов столицы. Его руководство, скорее всего, изначально планировало оптимизацию , отметил партнер компании Colliers International Владимир Сергунин: «Я бы связал это со стратегией компании. Многие компании в свое время использовали подобного рода стратегию, когда для цели крайне быстрого развития практически без разбору занимают большое количество точек, выходят, захватывают рынок и убивают конкурентов, потому что зачастую многие точки было экономически нецелесообразно держать по причине крайне высокой ставки аренды. Соответственно, рассматривалась компания как инвестиция, вот они проинвестировали и теперь могут себе позволить реально оптимизировать свою сеть и сокращать наименее ликвидные точки, там, где рентабельность либо отрицательная, либо просто невысокая.
Второй аргумент, что многие их точки каннибализировали друг друга, находились в пределах пешей доступности друг от друга, и, соответственно, логично было бы закрыть по крайней мере часть из них.
И третий аргумент, что сейчас в связи с тем, что в центре дорожает парковка, там много аргументов, почему сейчас в центре не всегда логично подобного рода магазинам находиться. И поэтому они стараются перебираться в спальные районы. Они оптимизируют все бизнес-процессы, потому что у них, насколько я помню, в прошлом году при обороте порядка 2,5 млрд руб. была EBITDA сравнительно небольшая, порядка 90 млн руб. То есть это явный знак, что нужно увеличить маржинальность бизнеса».
В интервью РБК совладелец «Мосхозторга» Илья Полячков подтвердил закрытие магазинов. По его словам, на нескольких объектах компания не смогла договориться о снижении арендной платы.