Свято-Пантелеимонов монастырь распахнул двери для причащения

С чем связано и как можно трактовать решение РПЦ

Для православных прихожан на Афоне сделали исключение: РПЦ разрешила причащаться на Святой горе, но в единственном месте — Свято-Пантелеимоновом монастыре. Об этом рассказал глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире телеканала «Россия 24». В начале недели патриарх Кирилл также заявлял, что считает возможным благословить причащение верующих в традиционно русском приходе на Афоне, но только в виде исключения.

Фото: flickr.com

Накануне митрополит Илларион объяснил решение РПЦ в программе «Церковь и мир»: «Наши православные верующие могут ездить на Афон, могут молиться в афонских монастырях, могут прикладываться к иконкам, к святым мощам. То, что сейчас, к сожалению, невозможно — это причащаться в афонских монастырях. Но вот святейший патриарх на последнем епархиальном собрании города Москвы, когда ему задан был вопрос прямой, а можно ли причащаться в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, сказал, что, с его точки зрения, мирянам причащаться там можно.

Я думаю, что это говорит прежде всего о том, что мы воспринимаем Пантелеимонов монастырь как русский монастырь.

Он принадлежит, конечно, Константинопольской церкви, как и все афонские монастыри. Но мы знаем, что этот монастырь строился русскими монахами на русские деньги, там русское и украинское монашеское братство, там богослужение совершается на церковнославянском языке. И те миряне из Русской православной церкви, которые будут посещать этот монастырь, могут причащаться святых христовых тайн. Но в других афонских монастырях, к сожалению, они не могут причащаться».

Пантелеимонов монастырь и так фактически относится к РПЦ, считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Поэтому разрешение причащаться в нем прихожанам Русской православной церкви выглядит логичным, отмечает эксперт: «Пантелеимонов монастырь — это часть Афона, но при этом он окормляется Русской православной церковью, и в связи с этим он может и не считаться территорией Константинопольского патриархата. Помимо этого, Афон — это некоторая независимая церковная территория, но все-таки формально — это земля Элладской церкви, которая поддерживает отношения с Константинопольским патриархатом, но все-таки является независимой церковью. Поэтому в этом отношении представители русского православия могут идти на некоторые компромиссы и совершать богослужения.

Изначально не было решения о запрете причащения на Афоне, это потом как бы додумали.

Было решение на Минском синоде в октябре о разрыве евхаристического общения, то есть о том, что нельзя совершать богослужения вместе и причащаться вместе с представителями Константинопольского патриархата, священнослужителям РПЦ. Это означало, что на Афоне, там же греческие священнослужители, тоже священнослужители Константинопольского патриархата, что и на Афоне как бы нельзя вместе с ними причащаться. Это было следствием решения Минского синода, никаких отдельных решений по поводу Афона никто не принимал».

Этой осенью Священный синод РПЦ объявил о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом в ответ на решение предоставить автокефалию УПЦ. Тогда же сообщалось, что прихожане Русской православной церкви смогут посещать Афон только в качестве туристов, но исповедоваться и причащаться им запрещалось.

Евгений Плотников

Вся лента