BlaBlaCar довез до розыска

Нашедшая попутчика через сервис Ирина Ахматова пропала по дороге из Москвы в Тулу

Выехавшая из Москвы в Тулу 23 декабря Ирина Ахматова неделю не выходит на связь. Перед поездкой она нашла попутчика через платформу BlaBlaCar, сейчас ее пассажир объявлен в розыск. Что известно об этом деле и как обеспечить свою безопасность при использовании подобных сервисов? В ситуации разбирались Иван Якунин и Анастасия Ройзман.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

29-летняя Ирина Ахматова собиралась ехать из Москвы в Тулу. Отметила в приложении BlaBlaCar маршрут и нашла попутчика, который подсел к ней в районе станции метро «Аннино». Спустя час она позвонила мужу — последнее, что она сделала перед пропажей. Муж начал поиски, подключились СМИ, о происшествии узнали в самом сервисе. Вот что “Ъ FM” рассказал пресс-секретарь BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский: «Мы узнали об этом 26 числа из средств массовой информации, оперативно проверили эту информацию. Подтвердилось, что она (Ирина Ахматова.— “Ъ”) 23 числа совершала поездку по маршруту Москва — Тула. Мы всю информацию, которая у нас есть, передали правоохранительным органам, связались с мужем Ирины. Сейчас правоохранительные органы, соответственно, занимаются поисками девушки и ее попутчика».

Следователи обнаружили машину Ирины со скрученными номерами где-то под Ярославлем. Она вымыта внутри и снаружи, личных вещей в ней не оказалось.

Также удалось установить личность попутчика — он якобы ранее был судим за изнасилование и мошенничество.

У председателя «Союза пассажиров» Кирилла Янкова есть предложение, которое поможет обеспечить безопасность пользователям сервиса: «О чем говорит эта история? О том, что люди, которые берут попутчиков через BlaBlaCar, должны тоже думать, кого они берут, что зарегистрироваться может кто угодно. Но человек, который заинтересован в том, чтобы попутчик был более или менее понятный, может, скажем, попросить прислать фото или скан своего паспорта, ехать только с тем, кто это сделает».

У сервиса BlaBlaCar уже есть система оценки пользователей: водители ставят оценки пассажирам, пассажиры — водителям. Но бывают случаи, когда приходится просто довериться водителю, убедился на личном опыте бывший сотрудник “Ъ FM” Алексей Соколов. Он регулярно ездит из Москвы в Тулу как раз с помощью карпулинговых сервисов: «Мне как-то, например, довелось ехать из Москвы в Тулу на старенькой "пятерке" зимой по грязной дороге, у которой совершенно не работали дворники, ничего не было видно, и я, в принципе, подозревал, что могу даже не доехать. Но это было 31 декабря, поэтому было без вариантов. В следующий раз я, конечно, не сел бы, если бы я не торопился домой на Новый год. Темные съезды, неосвещенные участки дороги есть всегда, и наличие постов ГИБДД, которых, если я правильно помню, два на этом маршруте, ничего не гарантируют: всех они не останавливают, в основном там какие-то просто подозрительные машины».

На сервисы поиска попутчиков еще летом обратили внимание депутаты. Они решили регулировать деятельность карпулинговых компаний. Правда, их больше волновал коммерческий аспект — якобы водители незаконно зарабатывают на частных перевозках. Законопроект до сих пор не представлен. Возможно, после пропажи Ирины Ахматовой там появится и пункт о безопасности участников поездки.

Как сервис BlaBlaCar монетизирует услугу по перевозке

Смотреть

Ранее власти и участники рынка заявляли о множестве претензий к карпулинговым сервисам. Сообщалось, что с их помощью осуществляются наркотрафик и незаконное предпринимательство. Кроме того, бывает, что у водителей нет опыта — такие машины часто попадают в ДТП.

Вся лента