У банков может стать меньше инструментов для взыскания

Как хотят наказывать за частые звонки должникам

Центробанк может начать штрафовать банки за слишком частые звонки должникам. Такой проект разработало Министерство юстиции, сообщает «Интерфакс». Согласно действующему законодательству, даже если кредитные организации нарушают правила при взыскании долгов, Банк России не может их наказывать в отличие от коллекторов, которым он выписывает штрафы.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Сейчас банки чаще пытаются добиться выплат самостоятельно и не обращаются к профессиональным коллекторам, рассказал генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин: «Банки частично сами работают с долгами, и делают это все более автоматизированно. Более того, есть примеры, когда банки со своими дочерними агентствами выходят на рынок взыскания долгов и теснят остальные агентства. Что касается таких изменений, они отчасти дублируют закон о коллекторах, который распространяется не только на профессиональных взыскателей, но и на кредиторов. Часто жалуются на нарушение нормы об ограничении количества звонков из-за того, что бывает много спорных моментов. Например, возникает вопрос по поводу того, состоялся ли звонок, если должник поднял трубку и положил ее, услышав, кто звонит. Две основных жалобы на коллекторов и кредиторов — это слишком частые звонки и разговоры не с должником, а с иным лицом».

Закон ограничивает официальные коллекторские агентства в действиях, поэтому на рынке действуют так называемые непрофессиональные взыскатели, говорит руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев. Он отмечает, что на них новые нормы все равно не повлияют: «Более жесткие методы применяли те коллекторы, которые работали неофициально и не входили ни в какие профессиональные сообщества. Их деятельность, можно сказать, была незаконна. Иногда они действовали по агентским соглашениям — на определенных условиях перепоручали другому человеку взыскивать долг в свою пользу. Есть закон о профессиональных взыскателях задолженностей, в соответствии с которым у коллекторов очень ограниченные полномочия: возможны только телефонные звонки, исключаются праздничные и выходные дни, ни о чем другом, кроме как о самой сумме долга, разговаривать нельзя, не допускаются никакие угрозы и звонки родственникам. Это фактически напоминание и взывание к человеческой совести».

По подсчетам экспертов, в уходящем году закредитованность россиян выросла на 16%, достигнув почти 13 трлн руб., где половина этой суммы — просроченные выплаты. Если у банков станет меньше возможностей воздействовать на должников, они будут пытаться заработать на тех, кто платит. Так что брать кредиты станет дороже, считает зампред правления Ланта-банка Ирина Рысь: «Скорее всего, если у банков будет меньше инструментов для взыскания задолженностей мирным путем, то есть не через судебные разбирательства, а именно путем переговоров, то процент возвращенных плохих долгов будет меньше. То есть стоимость кредитов в целом должна вырасти для того, чтобы рентабельность рыночного кредитования оставалась на прежнем уровне. У банков с агрессивной розничной политикой есть необходимость содержать достаточно большую инфраструктуру, чтобы собирать долги с населения. Люди, к сожалению, не всегда отличаются пунктуальностью, это человеческий фактор. В то же время необходимо отметить, что на сегодняшний день у нас в стране складывается ситуация, когда банки, имея в просроченной задолженности кредит физического лица, становятся почти бесправными, то есть физическое лицо ни в коем случае нельзя нервировать, просить погасить или устанавливать штрафные санкции.

В конечном итоге это выльется в удорожание кредитов».

Отмечу, что поправки Минюста предполагают увеличение штрафов для всех юридических лиц, которые нарушают правила взыскания долгов. После одобрения проекта они будут доходить до пятисот тысяч рублей.

Юлия Грицай

Вся лента