«Нам доверяют самое дорогое»
Алиса Лобанова о суперхитах и игрушках будущего
«Мы знаем, чего хотят дети», — гласит рекламный слоган Toy.ru. Но сфера интересов учредителя компании Алисы Лобановой гораздо шире. Создавая популярный и модный бренд магазинов детских игрушек, она находит время для каждого из направлений семейного бизнеса.
Направления деятельности компаний, входящих в семейный бизнес-портфель, действительно обширны, это: оптовая и розничная торговля игрушками, логистика и складское хранение, девелопмент, управление, интеллектуальная собственность и не только. Бизнес такого масштаба требует постоянного контроля 24 часа в сутки и знаний в самых разных областях.
Той.ру – безусловно, самый любимый актив. Ведь в первую очередь я – мама. И во всем, что связано с детьми, категорична: они должны играть только безопасными и полезными игрушками. Я хочу, чтобы у родителей была возможность выбирать детям качественные игрушки. Поэтому магазины TOY.RU открыты для покупателей от Курска до Владивостока – 163 магазина в 72 городах Российской Федерации. В 2019-м году планируем, что общее количество магазинов в стране достигнет показателя 200. Компания вышла на зарубежные рынки – магазины под брендом TOY.RU уже работают в Казахстане, в Беларуси в 2019 году будет открыто 4 магазина. Учитывая рост бизнеса, мы также запускаем проект франшизы, которую планируем активно развивать.
Сейчас мы идем навстречу молодым мамам, открывая магазины нового формата под брендом Тойруша – помимо игрушек в них представлены товары, необходимые ребенку с первых дней жизни. Зачастую, когда детей в семье двое-трое, и, когда одному ребенку год, второму — 7, третьему — 12, мама выбирает такой магазин, где сразу можно купить и памперсы малышу, и игрушки старшим, и одежду. Мамы идут туда, где удобнее покупать. А мы идем им навстречу.
У нас омниканальный бизнес и значительное время мы уделяем сети интернет – это особые отношения. Для мам и детей работают интернет-магазины: новый - toyrusha.ru и уже заслуживший доверие покупателей - toy.ru – адаптивный, интуитивно понятный для посетителя любого возраста сайт, доступный 24 часа в сутки 7 дней в неделю, получивший премию Retailer of the Year Russia «Лучший интернет-магазин России 2018-2019».
Параллельно я воплощаю давнюю мечту – это собственная торговая марка, наше видение того, какими должны быть современные игрушки для детей. Ее лицом стал Тойруша - герой бренда - всеми любимый малыш, похожий одновременно на Чебурашку, героев Minecraft и Lego, но при этом совершенно уникальный. Уже вышли детские конструкторы «Тойруша», раскраски, пазлы и комиксы, ростомеры «Тойрушки» для малышей. Придумывать игрушки — это самый творческий момент в нашей работе. На прилавках новинки появятся в 2019 году, а придумали мы много всего интересного — у нас молодая и очень креативная команда!
Для контакта с мамами и детьми мы сформировали собственное медийное пространство: издаем первый в России глянцевый журнал о трендах в мире игрушек, дружим с нашими покупателями социальных сетях, а на YouToube вещает наш интернет-канал TOY.RU TV с очень интересным и безопасным для детей контентом.
За эти годы была проделана титаническая работа: глобальный ребрендинг, изменения коснулись и оформления магазинов, подбора и обучения персонала, были введены стандарты обслуживания, введена программа постоянных скидок и бонусов, оптимизированы затраты на логистику, сформирован call-центр для оперативной обработки заказов, предложены удобные варианты доставки и самовывоза, расширен продуктовый портфель, налажено сотрудничество с ведущими мировыми производителями детских товаров – компания Той.ру стала трендсеттером на рынке детских игрушек!
Мы провели масштабную рекламную кампанию бренда, применив новый подход: никогда до нас игрушки не рекламировались в глянцевых журналах: Toy.ru начала ассоциироваться у мам, которые следят за тенденциями, с модным брендом. Игрушки стали элементом моды — и это кардинальное изменение на рынке. В этом году мы интегрировались в шоу «Голос. Дети» на Первом канале, стали партнером фильма «Елки Последние» и генеральным спонсором ледового шоу Яны Рудковской и Евгения Плющенко «Лебединое озеро».
В бизнес я входила постепенно – с 2011 года. Ездила с мужем на выставки, смотрела, как все устроено. Он занимается игрушками с 1990-х – 25 лет! Именно Андрей Лобанов первым привез в Россию Lego, и его фраза: «Бизнес – не игрушки, игрушки – хороший бизнес!» стала нашей философией.
В этом бизнесе действительно все очень серьезно. «Игрушечный» бизнес — он совсем не детский. Он очень сложный: у нас прямые поставки, вэдовские контракты - тут и логистика, и взаимодействие с таможней, и общение с производителями, и само производство. В павильоны крупных брендов на международных выставках вы, например, просто так не попадете. Увидеть новинки индустрии могут только игроки рынка, крупные компании. Строжайше запрещены съемки, конкуренты прячутся друг от друга, все новые идеи — страшная коммерческая тайна.
Но сложнее всего угадать, что понравится детям. Ребенку невозможно что-то навязать: либо ты попал в точку, либо нет. Вот, например, с куколками L.O.L. у нас такая была история — когда мы увидели их на выставке, подумали: ну шарики с куколкой, ничего особенного. Закупили минимальную партию, выпустили на рынок — и тут началась настоящая лоломания, которая длится до сих пор. Теперь это уже не шарики, а капсулы с кодами, только что появились новые суперхиты — Ready2Robot, аналог L.O.L для мальчиков, и домик L.O.L., мечта всех девочек.
Пока есть дети — будут появляться и новые игрушки. Сейчас родителям стало интересно ходить в магазин с детьми: каждый раз там можно увидеть что-то новое, игрушки становятся все сложнее. Игрушки становятся интерактивными, к ним теперь нужно скачивать мобильное приложение. Но есть и вечные ценности: плюшевые мишки, кубики, пирамидки для малышей. Через эти хиты, видимо, должен пройти каждый ребенок. Потом, в начальной школе, приходит время коллекционирования, собирания серий, а также любовь ко всяческим лизунам и липучкам: и мальчишкам, и девчонкам нравится сжимать и бросать все эти штуки — так они снимают стресс. Дальше это уже интерактивные игры, а потом наши подросшие дети просто уходят в интернет.
Интенсивно развивая розничное направление семейного бизнеса, я продолжаю держать руку на пульсе оптового, поддерживать выстроенное долгими годами общение с поставщиками мировых брендов. По данным NPD большинство иностранных брендов представлены на российском рынке тремя компаниями дистрибьюторами детских игрушек, и среди них мы лидируем. Также мы работаем на рынке Казахстана. В портфеле нашей компании договоры с крупнейшими поставщиками в этой отрасли – MGA, Lego, Hasbro, Mattel, Zapf, Welly, Bandai, Spin Master. В настоящее время только у нас заключён договор на поставку оригинальных кукол L.O.L. Помимо этого у нас заключены лицензионные договоры с такими организациями как «АВТОВАЗ», «УАЗ», «ГАЗ», «Большой театр». Мы имеем центральное представительство в Москве и пять обособленных подразделений в городах-миллионниках: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону. Офисы оборудованы выставочными залами, где регулярно обновляются экспозиции игрушек ведущих мировых брендов. В них проводятся тренинги для региональных представителей.
Торговля игрушками не просто бизнес, это большая ответственность, ведь нам доверяют самое дорогое — своих детей.
Бизнес такого масштаба не может существовать без надежных тылов. Поэтому я непосредственно руковожу компанией, обеспечивающей логистику и складское хранение. У нас продумано все - собственный складской комплекс класса А+ в Подмосковье площадью порядка 36 тысяч квадратных метров, оборудован самыми современными стеллажными системами, включая мобильные стеллажи, оснащен супер современной системой управления WMS Logistic Manager, которая позволяет оптимизировать складские процессы и минимизировать ошибки. Мы используем погрузочную технику Linde. Склад оборудован системой пожарной сигнализации и пожаротушения. Так что, детские игрушки находятся в идеальных условиях. Мы контролируем не только качество самих игрушек, но и обеспечиваем режим их хранения, отвечающий всем стандартам и требованиям.
Не смотря на полную вовлеченность в дела «игрушечных» активов, в этом году я была занята и совсем не женским направлением семейного портфеля – девелоперским. Имея один реализованный проект в Сочи, мы вдруг столкнулись с практически неразрешимой ситуацией с нашим вторым строящимся объектом - ЖК «Раз. Два. Три!» 2018 год оказался сложным для города Сочи, все наслышаны о том, как там происходила борьба с коррупцией. Но для нашей компании год оказался успешным. Благодаря правовому взаимодействию с администрацией города, мэром Анатолием Пахомовым и прокуратурой Краснодарского края, мы сделали практически невозможное – получили заключение о соответствии построенного объекта, а затем и ввод в эксплуатацию двух литер из трех. Третий литер будет сдан по плану до конца следующего года. Параллельно мы ведем строительство многоуровневой автостоянки с несколькими подземными этажами, которая обеспечит парковочными местами жильцов. При этом отмечу, что наши проекты - крупнейшие и одни из самых ярких строительных объектов в Сочи, отвечающие самым последним достижениям урбанистики.
В Сочи находится еще один наш бизнес-проект — инвестиционный, мы планируем строить резиденции на Ахуне. Для них я сделала дизайн-проект, и это был мой первый подобный опыт. Сначала я называла себя декоратором, но на деле заниматься приходится всем — до стяжки полов и норм БТИ. Так что я и декоратор, и инженер, и архитектор. Для меня — художника — никогда не представляло сложности решить проблему пространства в плоскости холста, а к проектам квартир и домов я отношусь как к своего рода скульптурам.
Общественная и благотворительная деятельность
Как бы ни была занята, я всегда нахожу время для добрых дел. Моя частная инициатива - Арт-проект «SERDZA» для детей с заболеванием ДЦП – давно выросла в общероссийский благотворительный проект «Поделись ДоброТОЙ». А сейчас добавилась еще и общественная работа - я стала вице-президентом Фонда образовательных проектов «Стратегия будущего» - мы поддерживаем одарённых детей - лидеров. Давно и очень тесно я сотрудничаю с Благотворительными фондами Гоши Куценко «Шаг вместе», Оксаны Федоровой «Спешите делать добро», Константина Хабенского, Юлии Пересильд и Екатерины Ахановой «Галчонок», и не только. Мы часто предоставляем игрушки для различных благотворительных историй, открываем детские игровые комнаты в больницах, проводим мастер-классы и оказываем адресную помощь, мы всегда открыты к такого рода сотрудничеству.