Защита от Голливуда
Елизавета Макарова об угрозах российскому кино
На новогодних каникулах сенатор Андрей Климов выступил с заявлением об угрозе отечественному кино со стороны Голливуда. По данным сенатора, доля иностранных фильмов в российском кинопрокате превышает 80% и «с точки зрения продвижения национального кинематографа» Россия уступает «таким европейским странам, как Великобритания (64%) и Франция (58%), азиатским Японии (34%) и КНР (41%), не говоря уже о родине Голливуда, где американское кино не оставляет место в широком прокате практически никому другому» (цитата по «РИА Новости»).
Особенно смело это заявление смотрится на фоне афиш кинотеатров, в которых в новогодние праздники отечественные «Т-34», «Полицейский с Рублевки», «Три богатыря и наследница престола», «Елки последние» и «Снежная королева: Зазеркалье» соревновались, по сути, с единственной голливудской премьерой «Мэри Поппинс возвращается». Но даже если брать данные по кинопрокату за целый год, можно увидеть, что парламентарий не вполне точен в оценках. По подсчетам Kinodata.pro, в России в 2018 году вышли в прокат около 130 российских и 330 зарубежных фильмов, то есть их доли составили примерно 28% и 72% соответственно. В общих кассовых сборах и аудитории на российские фильмы тоже пришлось 27–28%.
Отдельной больной темой для сенатора оказался репертуар авиакомпаний. По его словам, зарубежные пропагандистские фильмы включены в «бесплатную фильмотеку международных рейсов отечественных авиаперевозчиков», хотя в авиакомпаниях стран НАТО российское кино вряд ли «столь же доступно». С этим тоже можно спорить: например, фильмы «Движение вверх», «Салют-7», «Тренер» и «Собибор» доступны на рейсах Air France, те же «Движение вверх» и «Тренер», а также приключенческая драма «Первые» и фантастический фильм «Рубеж» — на рейсах KLM, а «Лето» показывает Air Canada.
Получается, что у российского кино все не так плохо, но для властей, видимо, остается важным не столько продвижение отечественных фильмов, сколько ограничения для иностранных, почву для которых и могут готовить подобными заявлениями. Идей подобных ограничений у Минкульта немало: инициатива сократить число показов одного фильма до 35% от общего числа сеансов в день или обсуждавшееся ранее увеличение стоимости прокатного удостоверения с 3,5 тыс. до 5 млн руб. Пока же в защите российского кино от голливудских конкурентов приходится проявлять изобретательность — например, отказывая в выдаче прокатных удостоверений или отзывая их. Как не раз сообщал “Ъ”, в прошлом году такие методы нередко вызывали в отрасли недоумение, поэтому логично, что Минкульту очень помогли бы новые полномочия, которые позволили бы опираться не на частные представления о желательных или нежелательных фильмах, а на закон.