США успокаивают союзников
Вашингтон обещает ближневосточным партнерам продолжить борьбу с терроризмом
Вчера госсекретарь США Майк Помпео начал турне по странам Ближнего Востока. Цель — продемонстрировать арабским партнерам, что Вашингтон намерен сохранить свое влияние в регионе и продолжит защищать их, несмотря на решение президента Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии. Об этом же говорил и советник президента США Джон Болтон в ходе визита в Турцию и Израиль. Однако заявления высокопоставленных американских чиновников вместо того, чтобы внести в ясность в планы США, вызвали еще больше вопросов. Особенно в Анкаре, на тесное партнерство с которой Вашингтон сделал ставку в планах вывода войск из Сирии.
Сразу же после визита Джона Болтона в Турцию и Израиль, Майк Помпео отправился в восьмидневное турне по арабским странам. Начал он вчера с Иордании. В его планах также посещение Египта, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Омана и Кувейта. Возможно, побывает он и в Ираке, но о визите в эту страну государственные деятели, как правило, по соображениям безопасности заранее не сообщают.
Накануне поездки госсекретарь подробно рассказал о целях ближневосточного турне в интервью телеканалу CNBC, а затем продолжил обсуждение темы с журналистами в самолете. Основной посыл заявлений Майка Помпео: США по-прежнему привержены своим обязательствам по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) и c Ираном. «Было много шума вокруг вывода наших войск из Сирии. Мы хотим убедиться, что они (арабские страны.— “Ъ”) поняли, что это означает. Наши обязательства, касающиеся разгрома ИГ, или халифата, в глобальном масштабе, не меняются. Нет изменений в нашей антииранской стратегии»,— сказал он в интервью CNBC.
Более того, по словам господина Помпео, одной из целей его поездки является продолжение работы над созданием антииранской коалиции, которая будет включать страны Персидского залива, азиатские и европейский страны, а также Израиль. Эти же мысли госсекретарь повторил уже в ходе переговоров в Аммане. Ранее о противостоянии иранской угрозе говорил и Джон Болтон.
На эти заявления откликнулся в своем Twitter глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. «США заменяют реальную внешнюю политику по отношению к Ирану одержимостью и фобией»,— написал он. Впрочем, эту фобию разделяет по крайней мере часть американских партнеров в регионе, прежде всего Саудовская Аравия и Израиль. Другие предпочли бы возобновление нормального диалога между Вашингтоном и Тегераном, а также Вашингтоном и Дамаском.
Примечательно, что с визитом Майка Помпео в регион может совпасть обсуждение о возвращении Сирии членства в Лиге арабских государств. И для собеседников господина Помпео и господина Болтона важно понять, как видят США будущее Сирии и свою роль в нем. Пока вопросов больше, чем ответов. Прежде всего они касаются тактики вывода американских войск из Сирии и как США собираются после этого защищать своих союзников.
В самолете по дороге в Амман госсекретарь не стал отвечать на вопрос, начался ли вывод военных и дипперсонала из Сирии и сколько времени займет этот процесс. Более откровенен в своих заявлениях был Джон Болтон. Так, он заявил журналистам, что график вывода американских войск из Сирии зависит от реализации нескольких условий. «Это надо сделать таким образом, чтобы была уверенность в поражении ИГ и невозможности возрождения этой угрозы по отношению к нам. Надо обеспечить защиту Израиля и наших друзей в регионе, а также позаботиться о тех, кто сражался с нами против ИГ и других террористических группировок»,— сказал он в ходе визита в Израиль, который посетил до Турции. Но если его собеседников в Иерусалиме эти слова полностью удовлетворили, в Анкаре — вызвали возмущение.
Напомним, что Турция намерена начать операцию на севере Сирии в районе Манбиджа, а также на восточном берегу реки Евфрат против курдских сил, которые Анкара обвиняет в связях с причисляемой ею к террористам Рабочей партией Курдистана. До сих пор курды находились под покровительством США и вместе с ними воевали с ИГ. Теперь же они опасаются за свою судьбу и пытаются договориться о защите с Дамаском и Россией. Вчера стало известно, что российская военная полиция начала патрулировать территорию в районе Манбиджа. Вашингтон надеется оставить курдов в своей зоне влияния. Однако это сложно сделать, не поругавшись с Анкарой, которая уже видит, как после ухода США из Сирии сможет реализовать свои планы на севере этой страны.
«Президент Трамп принял правильное решение о выходе из Сирии. Вывод американских войск, однако, должен быть тщательно спланирован и проведен в условиях сотрудничества с надежными партнерами, чтобы обеспечить интересы США, мирового сообщества и сирийского народа. Турция, обладающая второй по величине регулярной армией среди членов НАТО, является единственной страной, способной выполнить эту задачу»,— говорится в статье президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, опубликованной в понедельник The New York Times. И хотя в своей публикации турецкий лидер делает шаг навстречу США, обещая не трогать тех курдов, кто докажет, что не связан с «террористами», на внутреннюю аудиторию он делает более жесткие заявления. По словам господина Эрдогана, заявления Джона Болтона, в которых ставятся условия Турции, являются неприемлемыми и глубоко ошибочными. Президент подчеркнул, что может начать операцию на севере Сирии против курдских формирований в любой момент. А его официальный представитель Ибрахим Калын пояснил, что Анкара готова уведомить Вашингтон о начале операции и координировать с ним свои действия, но разрешение проводить или нет операцию ни у кого просить не будет. Президент Турции не стал принимать американскую делегацию. Переговоры с турецкой стороны возглавил Ибрахим Калын, а планируемая по их завершении пресс-конференция была отменена. Видимо, в Анкаре опасались повторения заявлений Джона Болтона, сделанных в Иерусалиме. В итоге последнее слово осталось за турецкой стороной. В Анкаре рассчитывают, что ни американское вооружение, ни американские военные базы в Сирии не останутся в руках курдов, заявил Ибрахим Калын журналистам. Публично США это никогда не обещали. Вопрос в том, что теперь услышат от Майка Помпео в других региональных столицах.