«Вечерний Екатеринбург» пожаловался на закат
Издание оказалось на грани закрытия из-за потери контракта с мэрией
Руководство газеты «Вечерний Екатеринбург» обратилось к читателям с сообщением об изменении формата выхода из-за финансовых трудностей издания. 100% сотрудников планируется сократить в середине марта. Причиной стала потеря контракта с мэрией на 60 млн руб. Аналогичные трудности испытывают некоторые телеканалы, также лишившиеся контрактов на информационное партнерство с городскими властями. Эксперты указывают, что зачастую издания, находящиеся на дотациях, не умеют зарабатывать и оказываются в «критической ситуации».
Обращение главного редактора «Вечернего Екатеринбурга» Льва Кощеева к читателям вышло в самом издании. В нем указывается, что газета вместо ежедневной станет еженедельной и перестанет приходить по подписке. Сайт издания будет функционировать в «усеченном виде» (вместо 80 новостей в сутки около 20). В беседе с “Ъ-Урал” господин Кощеев сообщил, что 100% сотрудников (около 30 человек) получили уведомления о сокращении. «Мы стараемся найти “волшебное” решение. Уведомления выданы для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда решение не найдено, а нам нужно еще два месяца по сокращению выплачивать зарплату. Мы установили для себя дедлайн — 12 марта. Если решение не будет найдено, люди окажутся с трудовыми книжками на руках»,— пообещал главный редактор. По его словам, сейчас руководство издания консультируется с мэрией. «Есть варианты решения проблемы, но говорить о них я пока не могу»,— добавил он.
Газета «Вечерний Екатеринбург» выпускается с 1957 года. Тираж издания — более 20 тыс. экземпляров. До преобразований газета выходила пять раз в неделю, объемом шесть и более полос A2. Последняя отчетность о финансовых результатах в «СПАРК-Интерфакс» опубликована за 2017 год. Тогда выручка издания составила 22 млн руб., а валовая прибыль и прибыль от продажи — по 5 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», бенефициаром «Вечернего Екатеринбурга» является бизнесмен Сергей Таушканов, считающийся близким бывшему первому заместителю губернатора Свердловской области Владимиру Тунгусову. Представители команды Александра Высокинского, ставшего мэром Екатеринбурга в сентябре, в беседе с журналистами неоднократно заявляли о готовности пересмотреть взаимоотношения со СМИ и о намерении «прекратить гегемонию “Вечернего Екатеринбурга”».
Порядка 20 лет «Вечерний Екатеринбург» ежегодно выигрывал тендеры на публикацию официальной информации городской администрации. В бюджет 2019 года на эти цели закладывалось около 60 млн руб. Выиграть тендер на 2019 год изданию не удалось. «Мы этих денег не получили, а они для нас традиционно якорные»,— подчеркнул господин Кощеев. В пресс-службе мэрии на вопросы “Ъ-Урал” о результатах тендера не ответили, но подтвердили, что он завершен. При этом, как следует из информации о закупке, аукцион запланирован на 17 января, заявки принимаются до 11 января.
Аналогичные трудности испытывают некоторые городские телеканалы. Телеканал «41 Домашний» (по данным «СПАРК-Интерфакс», бенефициаром также является Сергей Таушканов), последние несколько лет выпускавший программы о работе мэрии, также не смог выиграть тендер на 4,5 млн руб. Победителем стал телеканал «Крик-ТВ», снизивший стоимость до 2,8 млн руб.
В конце 2018 года руководство «41 Домашнего» в связи с переходом российского телевидения на цифровое вещание сократило более 30 человек. Сокращения также коснулись аффилированного с телеканалом интернет-проекта ЕТВ. «Положение телеканала тяжелое. Но у нас есть коллектив, способный решать любые задачи, есть оборудование, потребность рекламодателя и потребность аудитории. Перспективы есть, но период сложный»,— сообщил “Ъ-Урал” генеральный директор «41 Домашнего» Владимир Злоказов. В лучшей ситуации оказался городской «4 канал». «2019 год для нас ясен и понятен. Отношения с сетевым партнером — телеканалом «Пятница» — сохраняются. Сокращений не планируем»,— рассказала “Ъ-Урал” гендиректор телеканала Элеонора Расулова.
Эксперты указывают, что издания, находившиеся на дотациях, оказываются в критической ситуации. «Далеко не все из таких СМИ развивали коммерческие продажи. Как только они проигрывают тендер, ситуация становится критической. Это очень рискованная модель: стоит поменяться власти, сразу же все становится очень плохо. Такие СМИ подушку безопасности не создали, а коммерческие деньги зарабатывать не научились, либо не в необходимом объеме. Кроме того, пресса — снижающийся сегмент далеко не первый год. Большинство СМИ ушли в интернет и там зарабатывают. Некоторые издания сделать это успешно не смогли»,— напоминает глава «АКАР-Урал», директор по развитию бизнеса «Рекламная группа Deltaplan» Алексей Парфун. По его данным, рекламный рынок Екатеринбурга оценивается примерно в 2,5 млрд руб. в год. «В первом полугодии 2018 года (статистика за весь год будет представлена весной) весь рынок Екатеринбурга оценен примерно в 1 млрд руб. На прессу приходится около 38 млн руб. (примерно 4%), на телевидение — 481 млн руб. (около 50%). Как считать онлайн-рекламу, рынок еще не придумал, но в размерах РФ все понимают, что интернет догнал или уже перегнал телевидение»,— заключил эксперт.