Exillon Energy сыграла на недрах
Она купила еще один нефтяной актив в России
Британская нефтекомпания Exillon Energy, акционерами которой считаются бывший бенефициар банка «Югра» Алексей Хотин и его партнер Александр Клячин, купила 67% в небольшом Лузском месторождении за $32 млн. Конечный бенефициар компании-продавца неизвестен, но ранее ее связывали с тем же господином Хотиным. Бизнесмен активно инвестировал в нефтяные активы в 2010-х годах, но его положение сильно ухудшилось с 2017 года, когда ЦБ отозвал лицензию у «Югры».
Британская нефтекомпания Exillon Energy сообщила в конце 2018 года, что приобрела 67% акций АО «Новая Печорская энергетическая компания» (НПЭК) за $32 млн. НПЭК занимается разработкой Лузского месторождения в Тимано-Печоре (Республика Коми). Сделка поможет нарастить ресурсную базу Exillon, доказанные и вероятные запасы 2P — 354 млн баррелей нефтяного эквивалента. Конечный бенефициар НПЭК не указывается, но долю в АО продавала кипрская Prodyline Consultants Limited. При этом Exillon в дальнейшем может принять решение о покупке у Prodyline и остальных 33% акций НПЭК. В Exillon на запрос “Ъ” не ответили.
Алексей Хотин вместе с владельцем гостиничной сети Azimut и отеля «Метрополь» Александром Клячиным считаются основными владельцами Exillon. Еще 26,7% акций косвенно владеет Газпромбанк через Nagelfar Trade & Invest, сообщалось в мае 2018 года (вчера в банке не ответили “Ъ”). Основные добычные активы Exillon расположены в Западной Сибири, более 20% — в Тимано-Печоре. Компания торгуется на Лондонской бирже (капитализация — £86 млн). В 2017 году добыча нефти Exillon снизилась более чем на 20%, до 513 тыс. тонн, чистая прибыль увеличилась на 18%, до $47,6 млн, EBITDA — на 14%, до $80,5 млн, выручка — на 8%, до $137 млн.
Лузское месторождение было открыто в 1965 году и в 2002 году введено в эксплуатацию, с тех пор было пробурено 25 скважин, десять из которых сейчас активны, говорится в сообщении. НПЭК зарегистрирована в 2016 году, до этого лицензией на участок владела обанкротившаяся «Печорская энергетическая компания» (100% доля принадлежала Taric Holdings Limited с Британских Виргинских островов). В 2014 году Лузское и Чикшинское месторождения продала ушедшая из РФ Kuwait Energy, Forbes связывал покупателей активов с тем же Алексеем Хотиным. Тимано-Печорская провинция известна непростой геологией; еще в начале 2010-х годов проектная добыча нефти на Лузском должна была составлять порядка 100 тыс. тонн в год, но фактически она достигла чуть более 20 тыс. тонн, а в 2018 году, по данным ЦДУ ТЭК, снизилась до 17 тыс. тонн.
По словам Андрея Полищука из Райффайзенбанка, несмотря на близость к инфраструктуре и другим активам Exillon весь актив оценен в $48 млн, то есть лишь в $0,14 за баррель (без учета долга). Вероятно, Лузское характеризуется непростой геологией, и, судя по показателям добычи, скважины дают небольшие дебиты, замечает аналитик.
Основной акционер Exillon Алексей Хотин в 2010 годах активно интересовался небольшими нефтяными активами. В частности, источники “Ъ” связывали его с покупкой у «Роснефти» и американской Conoco в 2015 году компании «Полярное сияние». Этот и многие другие небольшие активы, которые источники на рынке связывали с господином Хотиным, были в итоге объединены на базе компании «Русь-Ойл». Но привлекать средства бизнесмену стало, видимо, сложнее, после того как в 2017 году ЦБ отозвал лицензию у его банка «Югра» (входил в топ-30). Сам Алексей Хотин пытался спасти банк, предлагая, в частности, докапитализировать его с помощью нефтяных активов.
Одним из основных аргументов для отзыва лицензии послужила бизнес-модель «Югры», которая, по мнению ЦБ, основывалась на финансировании бизнес-проектов, связанных с бенефициарами — за счет привлеченных средств физлиц выдавались кредиты компаниям, масштабы деятельности которых не соответствовали объему полученных кредитов. Алексей Хотин также инвестировал в недвижимость: на рынке считается, что ему принадлежит отель Four Seasons Moscow рядом с Кремлем.