«Черноморскую стеклотару» разбили убытки
Кубанский проект группы «Сен-Гобен» закрыт с крупным долгом
В Краснодаре завершено банкротство ООО «Черноморская стеклотара», бывшей дочерней структуры группы «Сен-Гобен», которая в 2008 году начала строить в Брюховецком районе крупный стекольный завод. Инвестор предполагал вложить в проект 1,8 млрд руб., однако работы были остановлены сначала из-за дефицита энергомощностей, а затем, как полагают эксперты, из-за спада спроса на стеклотару. Невыплаченный долг банкрота перед другой «дочкой» группы «Сен-Гобен» составил 78 млн руб.
Арбитражный суд Краснодарского края закончил процедуру конкурсного производства в отношении ООО «Черноморская стеклотара» и поручил конкурному управляющему Денису Каткову внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации компании, информация об этом опубликована на сайте суда. Банкротство ООО «Черноморская стеклотара» началось в 2017 году по инициативе единственного кредитора — АО «Камышинский стекольный завод» (входит в группу «Сен-Гобен»), должник не вернул 78 млн руб., которые занимал в период с 2008 по 2012 год для строительства стекольного завода в Брюховецком районе. Единственное имущество, которым располагал банкрот,— право аренды участка под железнодорожными путями — было реализовано с торгов с выплатой кредитору около 170 тыс. руб., остальной долг «Черноморской стеклотары» перед АО «Камышинский стекольный завод» признан безнадежным.
ООО «Черноморская стеклотара» зарегистрировано в 2008 году в Краснодарском крае. Сначала принадлежало немецкому подразделению группы «Сен-Гобен» Saint Gobain Oberland AG, в 2010 году владельцем компании стало ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», с 2016 года учредителем «Черноморской стеклотары» был Дмитрий Купцов. Международная промышленная группа «Сен-Гобен» (Saint-Gobain) создана в 1665 году во Франции, специализируется на производстве строительных и упаковочных материалов, в том числе плоского стекла и стеклотары. Подразделения группы работают в 67 странах мира, в России «Сен-Гобен» имеет два стекольных завода: АО «Камышинский стеклотарный завод» (Волгоградская область) и АО «Сен-Гобен Кавминстекло» (Ставропольский край).
Проект строительства завода по производству стеклотары в Брюховецком районе был анонсирован в 2008 году, инвестор объявил о намерении вложить в проект 1,8 млрд руб. (средства группы «Сен-Гобен»), мощность предприятия должна была составить 540 млн бутылок в год. Ввод предприятия в эксплуатацию намечался на 2010 год, на площадке начались изыскательские и подготовительные работы, однако в 2010 году «Черноморская стеклотара» сообщила о приостановке проекта из-за проблем с энергоснабжением: существующих мощностей было недостаточно для энергоемкого производства. Переговоры с ФСК ЕЭС о модернизации инфраструктуры затянулись на несколько лет, а затем «дочка» группы «Сен-Гобен» начала банкротство «Черноморской стеклотары».
В компании «Сен-Гобен Строительная продукция Рус» (российское представительство группы) не стали комментировать причины отказа инвестора от проекта. По мнению экспертов, на это решение могли повлиять как сложности с инфраструктурой, так и падение спроса на продукты в стеклотаре в условиях общего снижения доходов конечных потребителей. «Заявленная мощность завода предполагает высокое энергопотребление и значительное потребление воды, что оказалось невозможным при существующей инфраструктуре. Что касается потенциального сбыта, то потребитель продукции был выбран правильно — на Кубани очень хорошо развит агропромышленный комплекс, который является основным покупателем стеклотары. Но возможно, что соотношение мощности производства и потребности производителей сельхозпродукции изначально было рассчитано некорректно, при перепроизводстве часть продукции пришлось бы транспортировать в другие регионы, стеклотара требовательна к организации перевозок, что делает логистическую составляющую очень затратной»,— отметил Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам».
По оценке Виктора Осипова, президента отраслевой ассоциации «Стеклосоюз», на планы инвестора могла повлиять общая ситуация на рынке: «Возможно, прогнозы группы „Сен-Гобен“ по росту потребления продуктов в России были излишне оптимистичными. В течение последних нескольких лет покупательная способность населения падает, производители стараются экономить, отказываясь от стекла в пользу ПЭТ-упаковки»,— пояснил собеседник „Ъ-Юг“.