Ford может сократиться в России
СП американцев с «Соллерс» ждет реорганизации
Ford реорганизует бизнес в Европе, планируя сократить рабочие места и производственные мощности, отказавшись от неприбыльных сегментов. В РФ реструктуризация коснется СП Ford Sollers с российской «Соллерс» Вадима Швецова. Продажи автомобилей Ford в России падали во второй половине 2018 года, хотя на рынке считают востребованными коммерческие автомобили концерна и внедорожники. По оценке экспертов, СП может закрыть один завод. По данным “Ъ”, не исключено и сокращение модельного ряда.
Ford анонсировал новую стратегию, в рамках которой планирует повысить рентабельность и выйти из наименее прибыльных сегментов. В частности, речь идет о реорганизации бизнеса в Европе (включая Россию и Турцию), которая будет включать сокращение тысяч рабочих мест. Заявление сделано на фоне намерения руководства Ford в августе 2019 года закрыть завод коробок передач в Бланкфоре (Франция).
245 миллионов долларов
составил убыток Ford в Европе в третьем квартале
Реструктуризация может затронуть и СП Ford Sollers с российской «Соллерс» в РФ. Решение планируется принять во втором квартале. В третьем квартале 2018 года Ford в Европе нарастил убыток на 27,6%, до $245 млн. В компании указывали, что на финансовые показатели повлияли слабое положение компании на рынках России и Турции наряду с затратами на запуск обновленного Focus.
Первоначально паритетное СП Ford Sollers организовано для выпуска в России автомобилей Ford. Завод СП во Всеволожске мощностью более 160 тыс. автомобилей в год выпускает седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, седаны Ford Mondeo. Мощность завода в Набережных Челнах — 110 тыс. штук, выпускает кроссоверы Ford Ecosport, хетчбэки и седаны Ford Fiesta. В Елабуге производятся кроссоверы Ford Explorer и Kuga, легкие коммерческие автомобили (LCV) Transit, мощность — 85 тыс. машин в год. Также в Елабуге делают двигатели.
Еще в 2014 году контроль в СП перешел к Ford после выкупа пакета привилегированных акций (объем не раскрывался). Тогда же был заключен опцион и на покупку Ford доли «Соллерса» в СП. Как сообщили “Ъ” в «Соллерс», опцион сохраняется, компания может реализовать его в 2019 году.
В Ford Sollers не раскрывают варианты реструктуризации. В «Соллерс» говорят, что она будет направлена на повышение эффективности СП за счет концентрации на наиболее прибыльных сегментах. По данным “Ъ”, речь может идти о сокращении модельного ряда в РФ и мощностей. Ранее в Ford Sollers называли ключевыми сегменты SUV (внедорожники и универсалы) и LCV.
Глава ГК «Фаворит Моторс» (дилер Volkswagen, Kia, Renault, Ford, Cadillac, Skoda, Volvo и других брендов) Владимир Попов отмечает, что из ста продаваемых автомобилей Ford сегодня 85 приходится на LCV: «Спрос на пассажирский транспорт Ford значительно ниже, чем на LCV, в частности, из-за удачного позиционирования в коммерческом сегменте». По данным АЕБ, продажи Ford в РФ с начала 2018 года по апрель росли темпами свыше 20% в месяц, хотя в мае ушли в минус. По итогам января—ноября они росли всего на 6%, до 47,5 тыс. штук, доля концерна на рынке в этот период упала на 0,2 процентного пункта, до 2,9%. Грузопассажирская линейка Ford наравне с PSA занимает наибольшую долю в продажах LCV иностранных брендов, в том числе за счет более привлекательной цены по сравнению, например, с Volkswagen, отмечает господин Попов.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» обращает внимание, что при продажах на российском рынке на уровне 50 тыс. машин в год общая мощность трех заводов Ford Sollers — свыше 300 тыс. штук. LCV и внедорожники, за исключением Ecosport, востребованы в РФ, продолжает аналитик, в то же время по легковым машинам Ford проигрывает конкуренцию локальным брендам, в частности, из-за цен. Скорее всего, будет закрыт один из заводов, считает он: «Это может быть площадка в Набережных Челнах, где производятся наименее продаваемые модели Ford в РФ Ecosport и Fiesta». Господин Беспалов добавляет, что «Соллерс», вероятно, примет решение об исполнении опциона уже по итогам второго квартала, когда будут известны параметры новой стратегии.