«Чтобы первой диппочтой указанный комплект шкурок мне был выслан»
Чем покупалось расположение зарубежных политиков
Сталин, в послевоенные годы с кавказской щедростью и широтой одаривавший полезных для страны и приятных ему лично иностранных политиков и дипломатов (см. «Русский раб, подаренный мне Сталиным», не обошел своим вниманием и итальянцев. Руководство Компартии просило и получило огромные по тому времени суммы. А у супруги лидера итальянских социалистов и министра иностранных дел Италии П. Ненни появился повод для очень теплых воспоминаний о советском вожде.
Из шифротелеграммы посла СССР в Италии М. А. Костылева в ЦК ВКП(б) и МИД СССР, 28 ноября 1946 года.
Спец. №1790
ОСОБАЯ
28 ноября жена министра иностранных дел Пьетро Ненни была с визитом у моей жены. Во время этого визита жена Ненни долго жаловалась на тяжелую жизнь и сетовала, что она не может купить себе хорошего манто и принуждена ходить в очень плохом пальто. После этого жена Ненни сказала два или три раза, что она очень хотела бы иметь комплект русских каракулевых шкурок на манто. Жена Ненни прямо не говорила, что она желает иметь эти шкурки от нас в подарок, но понимать ее надо было именно так, что она желает получить от нас такой подарок.
Я считаю, что такой подарок жене Ненни следует срочно сделать: следует распорядиться, чтобы первой диппочтой указанный комплект шкурок мне был выслан для вручения жене Ненни.
О Вашем решении просил бы протелеграфировать.
Примечания:
1) Этот вопрос жена Ненни ставит перед нами уже второй раз. О первой постановке этого вопроса я Вам писал в моей секретной записи беседы №1301 от 21 октября 1946 г.
2) На случай положительного решения Вами этого вопроса сообщаю, что при подборе комплекта следует учесть, что жена Ненни высокого роста (около 180 сантиметров) и относительно крупного телосложения.
Заведующий особым сектором ЦК ВКП(б) А. Н. Поскребышев отправил шифротелеграмму заместителю министра иностранных дел СССР В. Г. Деканозову с резолюцией: «т. Сталин согласен».
«Мы этого не боимся, нам на это начихать, но для итальянской партии будет плохо»
Из записи беседы И. В. Сталина с заместителем генерального секретаря Итальянской компартии П. Секкья, 14 декабря 1947 года.
…Теперь насчет денежной помощи. Итальянские коммунисты просят 600 000 долларов. Тов. Сталин говорит, что мы это можем дать, можем даже сейчас дать, пусть т. Секкия сам их и повезет.
Тов. Секкия благодарит, но говорит, что следует обсудить способ провоза или переотправки этих денег.
Тов. Сталин замечает, что речь идет о 2-х мешках, весом в 40–50 кг.
Тов. Секкия отвечает, что дело не столько в весе, сколько в том, что ему нельзя будет легально провезти эти деньги.
Тов. Сталин спрашивает, открыто ли т. Секкия выехал из Италии.
Тов. Секкия отвечает утвердительно.
Тов. Сталин спрашивает, что думает т. Секкия о способе доставки в Италию этих денег.
Тов. Секкия отвечает, что, по его мнению, есть 2 пути: 1. через советское посольство в Италии, 2. через какую-либо другую страну, например, Югославию. Тов. Секкия добавляет, что мнение т. Тольятти таково, что лучше было бы эти деньги направить дипломатической почтой в посольство СССР в Италии, откуда итальянские коммунисты смогли бы их получить.
Тов. Сталин говорит, что он опасается посылать деньги дипломатическим путем, так как кто-нибудь может проговориться, разболтать, об этом узнают и это будет плохо для самих итальянских коммунистов. Мы этого не боимся, нам на это начихать, но для итальянской партии будет плохо. Будут говорить, что итальянские коммунисты получают деньги от советского посла. Это нецелесообразно. Кто-нибудь проболтается, проговорится, и это повредит итальянским коммунистам. Тов. Сталин говорит, что лучше нам деньги послать в Югославию, откуда итальянские коммунисты смогут их нелегально перевезти. Югославы границу откроют. Мы можем послать деньги нашему послу в Югославии или любому лицу, которое укажут итальянские коммунисты…
Тов. Сталин спрашивает, не может ли т. Секкия взять деньги с собой до Белграда, тем более что он полетит на советском самолете, и передать их Карделю (члену Политбюро Компартии Югославии.— «История») для переотправки.
Тов. Секкия соглашается с этим вариантом.
Тов. Сталин спрашивает, какие купюры нужны итальянским товарищам, в 200 или в 25 долларов или еще какие-либо.
Тов. Секкия отвечает, что лучше получить купюры в 100 долларов. Тов. Сталин говорит, что завтра, 15 декабря, т. Секкия сможет получить деньги. Тов. Секкия выражает большую благодарность тов. Сталину от имени итальянской компартии за эту денежную помощь и за весьма ценные советы.