Симон Мраз: «В российских регионах находятся огромные культурные сокровища»
Атташе по культуре посольства Австрии в России и директор Австрийского культурного форума Симон Мраз в конце минувшего года впервые побывал в Воронеже. Он не только представил воронежским зрителям программу фестиваля «Новое австрийское кино», но и с большим интересом знакомился с историческими местами, музеями, картинными галереями города. Как признался Симон, в орбите его личных и профессиональных интересов особое место занимает огромное культурное наследие, собранное в российских регионах.
— Симон, вы уже почти 10 лет живете, можно сказать в эпицентре российской культурной жизни - в Москве. Что в эту палитру может добавить российская глубинка?
— Я рассматриваю регионы как источник вдохновения. Россия огромная, здесь есть очень много мест со своим контекстом и историей, которые примечательны сами по себе, в локальном и международном масштабе, и очень важно отметить, что интересны они не в качестве экзотики.
Когда только приехал в Россию в 2009 году, моим первым путешествием по стране стала поездка в Красноярск. Меня тогда очень впечатлил Красноярский музейный центр — там отчетливо ощущается преемственность истории большой страны: это бывший музей Ленина, а сейчас центр современного искусства. Я познакомился с директором музея, интересным и энергичным человеком Марией Буковой и художественным руководителем Сергеем Ковалевским, который занимается музеем уже много лет. У нас сложились дружественные отношения, и мы вместе смогли организовать биеннале «Мир и мiръ».
Я выбрал тему русской деревни. Это целый мир, который нужно открывать: есть огромная Россия, где существуют деревни, принадлежащие абсолютно разным культурам. Мы смотрим на них из Москвы и воспринимаем по-своему, а многие люди в Австрии вообще ничего не знают о русской деревне. Мы пригласили дуэт австрийских художников Hanakam&Schuller в далекую деревню в Якутии. Впечатлений у них, конечно, была масса, там все очень аутентично. И в итоге они сняли видео с очень известной местной музыкальной исполнительницей.
Я считаю, что завсегдатаям известных европейских биеннале еще предстоят открытия в российских регионах. Россия — это удивительное место в плане креативности и художественной силы. И в каждом регионе есть какие-то «изюминки», которые мне хотелось бы показать и своим соотечественникам, и другим европейцам.
В Нижнем Архызе Карачаево-Черкесии я выступил куратором проекта «Обсерватория». Это один из самых больших институтов Российской академии наук, до сих пор там работают и живут люди, население научного городка. Художникам интересно было там поработать: и российским, и зарубежным. Мне интересно привозить художников в такие места. Живопись, особенно современная – моя давняя страсть. С тех пор, как изучал историю искусств в Венском университете и Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна.
— Биеннале, выставки, которые вы организуете, финансируются из государственных или из частных источников?
— Это всегда микс. Наш австрийский бюджет, который предоставляет государство в рамках работы Австрийского культурного форума, посольства, должен тратиться на австрийских художников или на технические нужды. Я считаю, что нужно подключать и художников из других стран, несущих различные культурные коды, и наблюдать, как по-разному они воспринимают мир, как национальная культурная ментальность отражается в их творчестве.
В красноярской биеннале, к примеру, были участники из Нидерландов и Германии — их поддержали посольство Нидерландов и Гете-институт. Еще один наш давний партнер — Райффайзенбанк. И конечно, я по крупицам везде ищу средства. Часто вместе с соорганизаторами, которыми выступают российские региональные власти.
Есть разные подходы. Имея небольшой государственный бюджет я, как должностное лицо, могу разделить его по принципу «всем сестрам по серьгам» – тому немножко и тому немножко. И выполнять представительские функции на различных московских культурных мероприятиях. И для этих функций, я думаю, мне не обязательно иметь рабочее место в Москве. Но если наше австрийское государство дает мне возможность жить в России и тратит на это деньги, я хочу открывать в России интересный культурный контент, интересные места для наших австрийских художников, музыкантов, писателей. Мне нравится путешествовать и находить эти места. Я вижу и понимаю, что именно в российских регионах находится огромное культурное наследие, культурные сокровища, неизвестные широкой публике, тем более заграничной. И даже просто рассказать об этом – уже интересно, это ведь целый космос! И если местные власти или бизнесмены становятся партнерами таких проектов, получается очень здорово!
Россия сегодня оказалась в центре внимания. К сожалению, обсуждаются больше политические моменты, нежели что-то другое. И я думаю в такой ситуации очень важно и своевременно показывать огромный пласт российской культуры, истории и реальности, которые таятся в регионах. Это удивительные места! И если у меня есть шанс пригласить туда творческих людей из Австрии в рамках совместного проекта, а потом рассказать через австрийские СМИ, я стараюсь это использовать. Это, на мой взгляд, хороший опыт. Такие проекты интересны и в ракурсе соприкосновения представителей разных культур, которое помогает взаимопониманию.
Хочу отметить: все проекты осуществляются при поддержке Райффайзенбанка. И не только финансовой. Там реально есть люди, которые работают над осуществлением проектов.
— Воронеж называют культурной столицей Черноземья. Не планируете осуществить совместный проект на нашей территории?
— Думаю, это было бы логично. Воронеж территориально близок к Европе, здесь сложились интересные культурные традиции. Я наслышан о вашем Платоновском фестивале, у вас есть интересные художники, которые успешно работают. Думаю, мы вместе придумаем интересный проект. Поскольку в Воронеже я первый раз, мне нужно многое посмотреть и изучить.
Предлагайте, я готов поработать совместно. На выставочных проектах стараюсь всегда работать с русскими партнерами и русскими художниками. Австрия небольшое государство и у нее нет бюджета на масштабные проекты. А совместно нам под силу организовывать масштабируемые проекты. Показательна в этом смысле история нашего кинофестиваля. Я помню, когда начинался фестиваль «Новое австрийское кино», фильмы показывали только в посольстве, а теперь он шагнул во многие регионы. И это пока наш главный культурный проект.
В нашей работе есть некие константы, которые я считаю большим сокровищем. Это наша дружба с Райффайзенбанком и его региональными представительствами над кинофестивалем. А большие выставочные проекты – это другой формат, в котором я тоже готов работать, но лишь в том случае, если есть встречное движение из региона.
— Вы рассказывали в одном из интервью, что сами попросились на работу в России. Чем она вас так привлекла?
— Может быть, тем, что у меня с вашей страной связана личная история. Моя прабабушка по национальности чешка. Но она немного знала русский язык и могла разговаривать с русскими солдатами, когда советские войска во время второй мировой войны проходили через городок, где она жила. Моя мама рассказывала о ней, и меня ее история очень удивила. У мамы есть еще бронзовый крест, который прабабушке подарил русский солдат. И он стал семейной ценностью. Я не могу сказать, что это главная причина моего особого отношения к России, но она есть. Мне интересна ваша страна. А Москва не перестает удивлять своими масштабами. Когда только начинал работать в посольстве, думал, что месяцев за восемь справлюсь с поставленными задачами и вернусь в Австрию, но вот я здесь уже 10 лет и уезжать не хочу. Я очень люблю свою работу, познакомился с удивительными людьми и вижу смысл этим заниматься.
— Если говорить о национальном характере, русские и австрийцы сильно отличаются?
— Национальный характер – это всегда результат развития истории государства. Австрия на протяжении столетий была мультинациональным государством. Вот и наш род когда-то приехал туда в поисках работы. В Австрии много было чехов, венгров, румын. Россия тоже многонациональное государство, и мне интересно, как это экстраполируется на искусство и культуру. В Австрии много славянских традиций.
Не могу сказать, что русские сильно отличаются от австрийцев — я вообще делю людей только на друзей и не друзей. Но, пожалуй, русские более импульсивны, они открыто выражают свои чувства — это то, что называется «душа», слово, которое невозможно перевести, это такое особое чувствование.
2018-й год прошел под знаком российско-австрийского Года музыки. И мы немало сделали для сближения. В следующем году хочется сделать акцент на жизни периферии.
Искусство выполняет очень важную миссию: через него проходит самоидентификация народа, человечество осмысляет самое себя посредством искусства. И нам очень интересно объединять творческих людей из разных стран в рамках одного проекта, чтобы осмысление нашей разности, но и общности помогало сохранять культурный код человечества.