Российские журналисты погибли в Африке за $20 тысяч
СКР отчитался о первых результатах расследования убийства Орхана Джемаля и его коллег
Погибшие летом прошлого года в результате нападения неизвестных преступников российские журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссер Александр Расторгуев в Центральноафриканской Республике (ЦАР) работали за вознаграждение в $20 тыс. Об этом в пятницу, 11 января, сообщили представители Следственного комитета России (СКР), которые расследуют обстоятельства гибели граждан России и активно контактируют с коллегами из Африки. Михаил Ходорковский, чей интернет-проект работал совместно с журналистами над проектом в ЦАР, заявил о несогласии с результатами расследования СКР.
О результатах ведущегося Главным следственным управлением (ГСУ) СКР уже почти полгода расследования трагической гибели российской съемочной группы в ЦАР в пятницу рассказала официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
Что известно об убитых в ЦАР российских журналистах
По словам госпожи Петренко, уже установлено, что Орхану Джемалю, Кириллу Радченко и Александру Расторгуеву, расстрелянным неизвестными преступниками в конце июля 2018 года, незадолго до этого поступило предложение заработать $20 тыс. Деньги предлагали сотрудники интернет-проекта «Центр управления расследованиями» (ЦУР) (прекратил существование в августе 2018 года), которые просили снять для них документальный фильм на территории ЦАР. Надо отметить, что ЦУР финансировался Михаилом Ходорковским, фильм должны были посвятить работе российских частных военных компаний (ЧВК) в ЦАР, в частности ЧВК «Вагнер».
Что известно о «ЧВК Вагнера»
Госпожа Петренко особо подчеркнула, что ЦАР на данный момент входит в десятку наиболее опасных для посещения стран мира.
«Несмотря на это, какая-либо охрана журналистам не была обеспечена, они прибыли в ЦАР по туристическим визам и не проходили аккредитацию»,— заявила официальный представитель СКР.
По данным следствия, в ходе подготовки опасной командировки сотрудники ЦУР «по собственной инициативе» обратились к военному корреспонденту Кириллу Романовскому, который бывал и работал в Центральной Африке. «Он сообщил номер телефона так называемого фиксера по имени Мартин, а в переписке с работниками ЦУР обещал организовать журналистам на территории страны жилье и водителя»,— сообщила Светлана Петренко. Однако, по ее словам, россияне прилетели в столицу ЦАР Банги 28 июля — на два раньше, чем планировалось,— и с Мартином не встретились.
В СКР отмечают, что имеются показания водителя, который возил журналистов по их просьбе. Бьенвеню Доувокама, допрошенный с участием российских следователей, специально прибывавших в ЦАР, пояснил, что познакомился с Орханом Джемалем и его коллегами в день их приезда в одном из кафе Банги. «Поскольку он владеет английским языком и имеет пикап-внедорожник, журналисты предложили ему сопровождать их в поездках по стране»,— сообщили в СКР, подчеркнув, что фиксер Мартин «в процессе его найма не участвовал». Отдельно в следственном ведомстве уточнили, что Бьенвеню Доувокама никакого отношения к органам местной жандармерии не имеет.
Как установили российские следователи, 30 июля журналисты выехали для съемок фильма из Банги в город Сибю, куда прибыли вечером того же дня. При этом на посту на выезде из этого города дежурившие там центральноафриканские военные предлагали им переночевать в населенном пункте и предупреждали об опасности ночной поездки. Однако россияне, по данным СКР, сославшись на нехватку времени, все же отправились в путь.
«Следует отметить, что в ночное время даже военные патрули предпочитают не передвигаться по территории страны в силу многочисленных бандитствующих группировок»,— подчеркнула госпожа Петренко.
По ее словам, на расстоянии примерно 23 км от города Сибю вблизи деревни Кпаку автомобиль был остановлен группой вооруженных чернокожих людей, говоривших по-арабски. Нападавшие приказали всем выйти из машины, стали требовать отдать вещи, фото- и видеоаппаратуру. После того как журналисты отказались это сделать и попытались оказать сопротивление, они были расстреляны в упор. Между тем остававшийся в машине водитель, воспользовавшись тем, что внимание нападавших было отвлечено на белых иностранцев, нажал на газ и скрылся с места происшествия.
Убийства российских журналистов в горячих точках
В СКР также пояснили, что правоохранительным органам ЦАР следователями ГСУ были направлены запросы об оказании правовой помощи, которые «частично исполнены». В частности, проведен осмотр автомобиля, допрошены свидетели пребывания журналистов в городах Банги и Сибю, проверяются все автомобили — как проследовавшие через пост в городе Сибю, так и находившиеся в районе убийства в ночь на 31 июля 2018 года. «В настоящее время следствием проводится комплекс следственных действий, направленных на установление лиц, совершивших убийство российских граждан»,— резюмировала Светлана Петренко.
Между тем, по словам госпожи Петренко, интернет-проект ЦУР инициирует публикации о гибели журналистов и явно преследует цель оправдать собственные просчеты при подготовке опасной поездки, предпочитая выдвигать собственные версии и обвинять в этом непричастных.
Бывший главный редактор Центра управления расследованиями Андрей Коняхин сообщил “Ъ”, что $20 тыс., о который сообщил СКР, а точнее $23 тыс. — это бюджет всего проекта по ЦАР. По его словам, гонорары за работу в республике составляли по 120 тыс. руб. на журналиста. Переговоры о других выплатах, отметил он, должны были состояться после командировки.
10 января «Новая газета» опубликовала результаты расследования центра «Досье» (одна из структур Михаила Ходорковского) гибели россиян в ЦАР. Согласно его материалам, Мартина посоветовал сотрудникам ЦУР Кирилл Романовский — сотрудник Федерального агентства новостей (ФАН), которое СМИ связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным. Кроме того господина Пригожина связывают с частной военной компанией «ЧВК Вагнера». Также в «Досье» упоминается компания Lobaye Invest, которая ведет горнорудный бизнес в ЦАР. Ее также связывают с Евгением Пригожиным.
ФАН отреагировала на публикацию результатов расследования открытым письмом, в котором попросило СКР раскрыть информацию об убийстве россиян в ЦАР. Агентство считает, что «анонимные лица, действующие по заказу олигарха», распространяют о господине Романовском порочащую информацию. В ФАН полагают, что опубликованное расследование призвано отвлечь внимание следствия от «Михаила Ходорковского, предположительно имеющего непосредственное отношение к жестокому тройному убийству».
Михаил Ходорковский раскритиковал результаты расследования СКР, отметив, что «упоминаемый СКР проект ЦУР не существует уже несколько месяцев, в связи с чем явно не мог ''инициировать публикации''». Господин Ходорковский считает, что СКР не изучил опубликованные накануне данные центра «Досье», «ограничившись чтением заголовков», а также, что убийство съемочной группы не было связано с грабежом и за журналистами следили с момента прибытия в ЦАР. В своем сообщении в Facebook он заявил, что «убежден, что убийство журналистов стало следствием попытки Пригожина узнать, чем располагает группа и конкретно Орхан по вопросу нелегальной торговли оружием и нелегальной подготовки и использования российских наемников, в результате расследования в России. Планировалось ли убийство? Не знаю. Максим Шевченко сказал на ''Эхе'', что не верит, что после такого допроса их планировали отпустить. У него больше знания этих персонажей и я ему верю». «Теперь наша задача добиваться ответов на поставленные в расследовании вопросы от официального следствия. Сегодняшняя позиция СК не обнадеживает»,— подытожил господин Ходорковский.