Верховный суд расширил границы рынков
Разъяснив правила проверок ФАС
Подозревая компании в установлении монопольно высокой цены, ФАС обязана проводить анализ сопоставимых рынков и цен других компаний, даже если обвинения выдвинуты к естественной монополии. Такой вывод следует из постановления президиума Верховного суда (ВС) РФ, поддержавшего Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и отменившего 9,7 млрд руб. штрафа, наложенного на компанию ФАС. Юристы согласны с позицией суда, отмечая, что теперь монополиям станет проще оспаривать претензии ФАС.
ВС опубликовал полный текст постановления президиума, который в декабре 2018 года удовлетворил жалобу НМТП (подконтролен «Транснефти»), признав незаконным решение ФАС (“Ъ” подробно писал о деле 26 декабря 2018 года). По мнению службы, с 2013 года по первый квартал 2016 года порт установил и поддерживал монопольно высокие цены на перевалку грузов, нарушив закон о защите конкуренции.
Поскольку НМТП относится к субъектам естественных монополий, ФАС решила, что территория товарного рынка, на котором он действует,— это только порт Новороссийск, где компания — «единственный безальтернативный исполнитель услуг». Тарифы на услуги НМТП были номинированы в долларах и почти не менялись, но, отметила ФАС, ставка в рублях из-за падения курса значительно выросла, что обеспечило рентабельность на уровне 300%. В итоге на НМТП был наложен штраф в размере 9,7 млрд руб., также компании предписали скорректировать тарифы.
НМТП оспаривал решение ФАС, считая, что у потребителей есть альтернатива, а границами рынка должен быть весь Азово-Черноморский бассейн. Тяжба длилась с апреля 2017 года, в ноябре 2018 года дело было передано в президиум ВС по жалобе НМТП и стало первым экономическим спором за два года, рассмотренным высшей инстанцией в порядке надзора.
Ключевым вопросом было определение границ товарного рынка для естественной монополии и нужно ли сопоставлять ее тарифы с другими компаниями. Из постановления президиума ВС следует, что правила при проверке завышения цен должны применяться и к монополиям.
Николай Токарев, глава «Транснефти», 14 декабря 2018 года (цитата по «РИА Новости»)
В принципе это (НМТП.— “Ъ”) очень экономически привлекательный объект, и было бы неправильно распродать его и превратить, я извиняюсь, в «черкизон» какой-то
По закону цена товара не признается монопольно высокой, если она не выше цены, «которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке». ФАС считала, что для крупнейшего в РФ порта Новороссийск их просто нет. Но, как отметил ВС, служба нарушила утвержденный ею же порядок по анализу конкуренции на товарном рынке, так как не учла ответы потребителей НМТП, которые говорили, что пользуются альтернативными сервисами. Исходя из этого, служба должна была сравнить цены истца и других портов, а выводы ФАС о нарушении антимонопольного законодательства не могут считаться законными и обоснованными, резюмировал суд.
«Мы полностью удовлетворены состоявшимся решением»,— заявляли ранее в НМТП. Комментировать полный текст судебного акта там не стали. В ФАС не ответили на запрос “Ъ”.
Юристы поддерживают решение президиума ВС. «Постановление окончательно утвердило преобладание экономического подхода над формальным при определении доминирующего положения лица,— говорит Ирина Акимова из BGP Litigation.— Это означает, что в любом случае при определении границ рынка учитываются реальные экономические отношения и спрос, а не только формальный статус субъекта естественной монополии».
Алексей Костоваров из АБ «Линия права» подчеркивает, что антимонопольное расследование не может обойтись без правильного и полного экономического анализа. «Если есть другие аналогичные рынки, то для установления монопольно высокой цены ФАС не может их не учитывать»,— говорит он. Господин Костоваров уверен, что ведомство теперь «будет более тщательно подходить к анализу». Ирина Акимова добавляет, что монополиям будет проще оспаривать решения ведомства о злоупотреблении доминирующим положением.
В апреле 2018 года ФАС возбудила аналогичное дело в отношении НМТП, снова подозревая порт в установлении монопольно высоких цен за перевалку, но уже в 2016–2017 годах. Юристы полагают, что во втором деле служба учтет позицию ВС и проведет анализ сопоставимых рынков. Алексей Костоваров не исключает, что по итогам проверки ФАС может отказаться от новых претензий.