Ледяные страсти

Иван Волонихин выяснял, кто и как болеет сегодня за фигуристов

Очередной чемпионат Европы по фигурному катанию, который пройдет на этой неделе в Минске, запомнится не только борьбой за медали. Буквально на глазах — за несколько лет — этот элегантный вид спорта превратился из спокойной спортивной классики в ожесточенное выяснение отношений на льду и далеко за его пределами. «Огонек» пригляделся к новому поколению болельщиков и попытался разобраться, кто изменился — мы или фигуристы?

Действующие звезды российского фигурного катания Евгения Медведева и Алина Загитова (на заднем плане) отправляются на Олимпиаду в Пхёнчхан. Их напутствуют юные фигуристы, которые завтра сами станут звездами и обрастут преданными фанатами. Шоу должно продолжаться

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Ночной поезд Саранск—Москва, уходивший из столицы Мордовии через пару часов после завершения чемпионат РФ по фигурному катанию, можно было назвать золотым — по числу обладателей медалей высшего достоинства в фигурном катании среди пассажиров. Согласитесь, не на каждом перроне увидишь, как Алина Загитова с огромной плюшевой игрушкой в обнимку ждет, пока проводница проверит билет, тренер Алексей Мишин жалуется проводнику на сквозняк из тамбура, Этери Тутберидзе что-то горячо обсуждает с хореографом Даниилом Глейхенгаузом, а Женя Медведева, скромно притулившись на нижней полке в ногах у своей бабушки — неизменной спутницы на всех соревнованиях, что-то быстро печатает в своем смартфоне.

От чего мы фанатеем. И можно ли с этим бороться?

Социальный психолог Алексей Рощин рассказал «Огоньку», почему сегодня фанаты и кумиры так нужны друг другу

Смотреть

Для охотника за автографами такой поезд — чистый Клондайк. Еще бы: весь цвет отечественного фигурного катания возвращается из Мордовии, где накануне Нового года решалось, кто войдет в сборную и будет представлять Россию на грядущих чемпионатах Европы и мира. Тем, кто следил за событиями, не надо напоминать: прокаты в Саранске до последнего держали в напряжении всех, от участников до болельщиков.

Пикантность ситуации еще и в том, что последние — в том же поезде, только в конце состава и в плацкартном вагоне. Близость кумиров и дорожный быт диктуют фанатам нечто вроде «перемирия»: они общаются, отложив страсти.

Классика больше не в моде

Это раньше, в эпоху нынешних мам и бабушек, считалось, что выяснение отношений вне игры — удел горячих футбольных или хоккейных фанатов, а вот фигурное катание надлежит смотреть по телевизору дома в семейном кругу, распивая чаи с вареньем. Новый спортивный век смешал карты: у фигуристов теперь свои постоянные группы болельщиков. Они разные как по численности (зависит от популярности кумира), так и по степени организованности (есть фан-клубы, собирающие деньги на баннеры и подарки кумиру, а есть стихийно собирающиеся перед очередными выступлениями), но неизменно имеющие четкую цель — заявить о себе погромче.

Немалая часть энергии уходит на выяснение отношений с конкурирующими фанатами в соцсетях, вплоть до угроз наставить им синяков и шишек на очередных соревнованиях.

Начитавшись таких форумов, я отправился налаживать контакт с опасением. Быстро выяснилось, что зря: самые буйные, как мне объяснили, так и остаются в постах в соцсетях. На соревнования ездит в большинстве своем адекватная публика. Кто они? Вот, знакомьтесь.

Еще год назад Галина, Юля и Катя о существовании друг друга не подозревали, а теперь под стук колес и перезвон подстаканников строят планы поездок на новые чемпионаты и делятся опытом вербовки сторонников.

— Вот у меня папа потерянный был человек — смотрел бои без правил, и все тут! — смеясь, делится личным опытом Катя Жовтун.— Но мы с мамой взялись за него: теперь как фигурное катание начинается, он как шелковый сидит перед телевизором. Правда, как-то захрапел, когда танцевальные пары показывали. Но уже разбирается. Тут увидел на экране Каролину Костнер. «Ой,— говорит,— а эту я помню. Симпатичная, за нее буду болеть». Ну я ему объяснила популярно, за кого ему надо болеть на самом деле! Попробовал бы он у меня не болеть за Медведеву…

Катя — студентка четвертого курса ВШЭ, занималась прыжками в воду и карате, хотя бабушка, тренер по синхронному плаванию, мечтала о другой спортивной карьере для внучки. Ее новые подруги, обе вполне состоявшиеся, тоже ищут себя не в спорте, хотя и любят его. Юля Королева, менеджер по розничным продажам компании европейской одежды, встала на коньки в 30 лет, почти сразу сломала руку и с тех пор на каток выходит с опаской. Галина Петрова, руководитель IT-фирмы, увлекается горными лыжами и сноубордом и в шутку называет себя «телеболельщик со стажем» (старается не пропускать ни одного соревнования, где участвуют наши спортсмены). Откуда же взялась такая тяга к фигурному катанию?

— Смотрела еще ребенком, с родителями,— признается Юля Королева.— Мы ведь всегда считались лидерами в этом спорте, хотя женское одиночное катание было слабеньким — радовались даже третьим местам. Но Олимпиада в Сочи все изменила: стало видно, что есть за кого болеть!

— Ну а то, что сегодня происходит в нашем женском фигурном катании, это уже не женский сентиментальный роман, а детектив,— смеется Галина Петрова.— Больно гладко было все после Сочи — такой конвейер по подготовке чемпионок под руководством Этери Тутберидзе — жесткого тренера, нацеленного на результат. Поэтому, когда Женя Медведева сказала, что уходит к другому наставнику, это вызвало шок, а потом разделение на два лагеря: тех, кто болеет только за нее, как мы, например, и тех, кто за девочек Тутберидзе во главе с Алиной Загитовой.

«Откуда ненависть?»

Видимая часть этой эпопеи известна. После трех лет побед на чемпионатах мира и Европы, этапах Гран-при, когда комментаторы говорили, что Медведева тянет за собой сборную, а функционеры доверяли ей представлять российский спорт на переговорах с МОК в момент решения вопроса о допуске сборной РФ на Олимпиаду в Пхёнчхане, случился срыв. На чемпионате Европы в Москве в январе 2018-го Женя взяла только серебро, уступив Алине Загитовой. Ждали, что на Олимпиаде в Пхёнчхане Медведева золото отыграет: не случилось. С итоговой разницей всего 1,3 балла 16-летняя спортсменка обошла именитую соперницу.

А дальше началась часть невидимая. Фанаты не смирились с результатом: по возвращении в Москву Медведеву ждала золотая медаль равная по размеру олимпийской, только с сердцами вместо колец. В интернете пошел гулять слух, будто тренер Тутберидзе сделала ставку на Загитову и поставила ей программу с более сложными элементами. Ну а после того, как Медведева объявила о переходе к канадскому тренеру Брайану Орсеру, в соцсетях началась настоящая битва тех, кто счел это предательством по отношению к Тутберидзе, и тех, кто Евгению поддержал.

— До сих пор на форумах угар, трэш и цунами ненависти,— констатирует Надежда, приехавшая поболеть в Саранск из Тольятти.— Не помню такого: война эта просто пугает. Читаешь комментарии, а потом думаешь: господи, я же за ними в очереди в булочной стою, за всеми этими. Откуда ненависть? Вроде обычные люди и вдруг пишут такое, что жуть берет. Ну как можно желать падать на льду как можно чаще сопернице твоего кумира? Это же спорт! Некоторым, кажется, просто делать нечего. Вместо того чтобы учиться или работать, обливают друг друга помоями.

Осколки от разрывов на этой виртуальной войне косят не только безвестных фанатов. Запросто может достаться и известным в мире спорта персонам — стоит «не так» высказаться.

Скажем, едва двукратный олимпийский чемпион Максим Траньков обмолвился в интервью, что надежды в Пхёнчхане связывали прежде всего с Евгенией Медведевой, как на паблики спортсмена обрушила гнев армия поклонников Алины Загитовой.

— Что было, то было,— признается Максим Траньков «Огоньку».— Тогда в соцсетях писали угрозы не только в мой адрес — угрожали семье, ребенку, жене. Для меня это тем более удивительно, что у нас в фигурном катании фанатов никогда не было. Фанатские страсти это откуда-то из футбола. А у нас пусть бы лучше все оставалось классическим, как и сам наш вид спорта.

Увы, классика больше, похоже, не в моде. Противостояние фанатов в соцсетях бросило тень и на отношения бывшей ученицы и тренера. Их расставание прошло вроде без выяснений, но зрители не могли не заметить, как на открытых прокатах в Москве осенью 2018-го Медведева и фигуристки из группы Этери Тутберидзе выходили на лед с разных сторон катка — организаторы сделали все, чтобы они нигде не пересеклись.

В лайках только девушки

Завсегдатаи ледовых дворцов утверждают: фигурное катание давно уже не только вид спорта, оно — шоу-бизнес. Отсюда и страсти, и ставки. Нередко, например, сами молодые спортсмены и спортсменки своими постами в соцсетях и последующими лайками от болельщиков провоцируют ревность и даже зависть коллег по сборной. Иногда случайно. А иногда нет.

Интересуемся у Этери Тутберидзе: не пора ли снижать градус противостояния между фанатами? Ответ неожиданный: «Нет, это любовь к фигурному катанию и к спортсменам. Это необходимо для зрителей».

А вот один из самых опытных тренеров России по фигурному катанию Алексей Мишин, воспитавший целую плеяду чемпионов, полагает, что поддержка и трибун во время прокатов, и в социальных сетях важна для спортсмена, но в меру.

— Увлечение общением с болельщиками? Оно может поддерживать, а может и помешать. У человека ограниченный запас энергии, другого нет. И одно дело, когда этот запас расходуется на исполнение сложных технических элементов или создание образа,— говорит тренер,— а другое — когда он полностью уходит на общение со своими фанатами.

Телекомментатор соревнований по фигурному катанию Андрей Журанков еще более категоричен: «Война фанатов — всегда во вред. Она ничего не подстегивает, только разжигает негатив в человеке. И сейчас фанаты с угрозами в адрес других спортсменов перешли грань основательно. Понимаете, безнаказанность постов в социальных сетях породила абсолютную культурную безответственность, помноженную на наглость в выражении личных симпатий».

О, спорт, ты — лед!

Как будет на чемпионате в Минске, увидим, но соревнования в Саранске по спортивной интриге и накалу страстей вновь превзошли ожидания. После короткой программы Загитова захватила лидерство, а Медведева оказалась аж на 14-м месте. Перенести удар ей помогла ошеломляющая поддержка болельщиков: после откровенно неудачного проката трибуны минут восемь скандировали «Женя!» — зрители понимали, как спортсменка нуждается в психологической помощи.

А на следующий день за два часа до произвольной программы у женщин перед центральным входом в Ледовый дворец в Саранске развернулся фанатский флэш-моб: всем желающим зрителям раздавали цветы, чтобы сразу после выступления Медведевой на льду разом оказались 500 роз.

— Мы это придумали не для кадра и не для хайпа с другими фанатами,— рассказывает Катя Жовтун.— Просто для нас поддержка Жени в такой драматический момент стала насущной необходимостью. После короткой программы шли к себе в гостиницу, проходим мимо цветочного, тут я и говорю: девочки, а давайте устроим праздник для Жени? Продавцов спрашиваем: сможете на завтра приготовить для нас 500 роз, но только каждую нужно упаковать отдельно? Они на нас посмотрели квадратными глазами, но согласились. Бросили клич в соцсетях: денежные переводы посыпались сразу же — те, кто переживал, но не мог приехать, ухватились за шанс поучаствовать в акции поддержки. Вышло так: мы еще даже саму эту нашу идею не успели переварить до конца, как она стала жить своей жизнью и все пути к отступлению были отрезаны. Мы уже не могли ни отказаться, ни вернуть деньги.

Отчаянный шаг болельщиц Медведевой зрители Ледового дворца оценили. После произвольной программы (она была гораздо удачнее короткой) лед был усыпан цветами. Но у фанаток Загитовой был припасен ответный ход: десятки плюшевых красных сердец полетели с трибун, едва их кумир закончила свой прокат — с двумя падениями на лед. Ситуация на глазах зеркально развернулась. Но вот что действительно было удивительным: зал в едином порыве ахал на падениях спортсменок и столь же дружно и бешено аплодировал им после проката. На миг даже закралась мысль: а может, ожесточенность фанатских битв сильно преувеличена?

— Зал очень тепло встречал абсолютно всех, это правда. Бурно хлопали и Алене Леоновой, и Стасе Константиновой. Не говоря уже о наших «малышках»: Щербаковой, Трусовой и Косторной, которые вышли и порвали всех. Вы же сами видели, какие они четверные прыжки демонстрируют. Конечно, можно сказать, что нравятся все фигуристки, но это ерунда. На самом деле, фаворит есть всегда, потому что только в этом случае ты реально болеешь, и адреналин кипит,— признается Галина Петрова.

После удачного проката повеселевшая Евгения Медведева призналась, что её буквально искупали в зрительской любви. Она и сама завела зал, когда посередине программы вдруг развела руки и, взмахнув ладонями, пригласила трибуны поддержать ее — подобный жест она сделала впервые в карьере, говорит, что раньше программа не позволяла.

Ледовый дворец в Саранске небольшой, вмещает несколько тысяч зрителей, зато есть преимущества провинциального стадиона: у болельщиков больше шансов получить автограф кумира, вручить ему подарок.

Словно в подтверждение этих особых отношений, вслед за привычными цветами и мягкими игрушками с трибун на лед летели и совсем уж неожиданные презенты: пачка пельменей, шоколадки, даже пакет с дорогими туфлями.

Фантазия фанатов не знает границ. А как же соперничество?

— Понимаешь, есть люди, которые настолько погружены в жизнь своего кумира, что начинают ассоциировать его победы и поражения со своими, подчас забывая о собственной жизни,— растолковывает мне Катя Жовтун.— Вот мы давно уже купили билет в Минск на чемпионат Европы. А в Саранске стало понятно, что наша кумир Женя туда не поедет, поскольку не отобралась в сборную. Жалко безумно, конечно же. Но для нас это не повод сдать билеты и отказаться от поездки на любимое фигурное катание. Мы же не дикие!

Парадоксально, но жесточайшая конкуренция среди фигуристок за право попасть в национальную сборную привела к тому, что весь пьедестал захватили юные воспитанницы Этери Тутберидзе: Анна Щербакова, Александра Трусова и Алена Косторная. Но они пока не проходят по возрасту для участия в международных соревнованиях, поэтому на чемпионате Европы, который стартует на этой неделе в Минске, Россию будут представлять более взрослые фигуристки Алина Загитова, Софья Самодурова и Станислава Константинова. Новые, 14-летние, «королевы льда» будут ждать еще год до выхода на международные соревнования. Но они времени не теряют — после ежедневных тренировок активно ведут аккаунты в соцсетях: у каждой уже по десятку тысяч подписчиков. Очень похоже, что вскоре и у Щербаковой, Трусовой и Косторной появятся свои армии болельщиков. Шоу должно продолжаться, и оно, конечно, продолжится. Хорошо, если по правилам.

Иван Волонихин

Вся лента